Глава 8. Шумеры. Часть 7. Закат цивилизации

Третья династия Ура.

Вскоре весь Шумер был освобожден от гутиев, правитель Урука - Утухэгналь объединил под своей властью весь Шумер и объявил себя по примеру саргонидов царем Шумера и Аккада. После гибели Утухэнгаля, в результате несчастного случая, к власти пришёл его зять, лугаль Ура – Ур-Намму 2112 – 2094 г. до н.є. Ур-Намму переносит столицу из Урука в свой, родной, город Ур. Ур-Намму был потомком знатного шумерского рода, возможно царского рода, он решил воссоздать Шумер, но для этого нужно возродить династию. Что он и сделал - свою легитимность на трон он обосновал через "Царский список", после признания эманации основал шумерскую династию. Ур-Намму приложил максимум усилий по восстановлению сельского хозяйства, ирригационной системы, восстановлению каналов и плотин, строительству храмов (зиккуратов) и многое другое. Он воссоздал государство Шумер, известное сейчас как царство Третьей династии Ура.

Зиккурат Нанны в Уре, реставрация по Вулли.

Исследователи предполагают, что террасы зиккурата были засажены садовыми деревьями, так что зиккурат напоминал шумерам гору – Кур на райском острове Дильмун. Не отсюда ли берет начало легенда о садах Семириады?

Так сегодня выглядит зиккурат в Уре, площадь основания 63 х 43 метра, первоначальная высота была, приблизительно, 30 метров.

Стена зиккурата в Уре.

Ур-Намму принадлежит первый кодекс законов, на сегодняшний день удалось расшифровать только 90 из 370 строк, табличка сильно повреждена. Его законы были призваны защитить: сироту от произвола богача, вдову от власти имущих, человека имеющего один сикель, от человека с одной миной (60 сикелей). Фрагменты одного из законов говорят о возвращении раба хозяину, в другой статье рассматривается вопрос о причинении вреда колдовством.

А вот три закона, они представляют чрезвычайно интересный материал для исследования социальных и правовых отношений, сложившихся в шумерском обществе. Текст сохранился плохо и с трудом поддался расшифровке, переводятся так:

«Если человек повредит стопу другому человеку, то он заплатит 10 сикелей серебром».
«Если человек перебьет кость другому человеку орудием, он платит одну мину серебром (60 сикелей)».
«Если человек повредит другому человеку лицо орудием, то он платит две трети мины серебра (40 сикелей).

Все это свидетельствует о том, что в конце третьего тысячелетия до нашей эры в городах-государствах Шумера существовало гуманное и справедливое законодательство, которому был чужд принцип талиона (око за око). Виновный не подвергался телесным наказаниям, а должен был возместить ущерб или заплатить денежный штраф. Есть основания полагать, что эти законы Ур-Намму написал на основании реформ Уруинимгина, а тот в свою очередь, видимо, опирался на более древние божественные законы, которые действовали в Шумере. Важным преимуществом городской жизни для горожанина, в Месопотамии, то что будучи членом городской храмовой общины, он мог в случае необходимости рассчитывать на продовольственное обеспечение, пособие, необходимом для жизни. Месячное пособие для безработных составляло: 17кг. ячменя мужчинам и 8 кг. ячменя женщинам. Месячная норма для временных наемных работников в хозяйствах, была не менее 60 сила = 33кг. ячменя для мужчин и 30 сила = 17кг. для женщин, артельные работники зарабатывали в двое больше. В Уре, нормы зернового довольствия горожанина, ремесленника или служащего, был в несколько раз выше прожиточного минимума. Довольствие выдавалось в основном по групповым документам, включавшим людей одной профессии или одного учреждения, либо просто поименно. Выдачи проводились ячменным зерном ежемесячно, так же выдавалось растительное масло, реже - рыба. Что касается высшей касты, то они получали довольствие по более высоким нормам - от 1,5 до 5 гур (гур - 300 сила - 240 литрам, удельный вес ячменя = 0,69кг) т.е. 248 - 828 кг. ячменя в месяц. Кроме того, они получали растительное масло, рыбу, пиво и другие продукты, элите также выдавали небольшое количество серебра, в виде оплаты. Но нужно учитывать, что на это довольствие, получатель сдержал домочадцев, слуг и рабов. Не трудно подсчитывать, что по минеральной выплате представитель элиты мог содержать 7 человек, по максимальной 25 человек.

После Ур-Намму, правил его сын Шульги 2094 – 2046 г. до н.э. Во второй половине правления, Шульги удалось покорить горные районы Элама и значительные территории в Северной Месопотамии. Есть сведения о походах в Сирию и о том что Библ входил в зону влияния III династии Ура. В это время даже далёкая восточная Малая Азия находилась под влиянием Шумера и шумерской культуры. На короткое время III династии почти удалось восстановить царство Шумера и Аккада вернуть былую славу империи саргонидов.

После Шульги правили его сыновья Арам-Суэн и Шу-Суэн 2037 – 2028 г до н.э., они уже с трудом удерживали завоеваеванные земли среднего течения Евфрата - Мари. Хотя при них и была завоёвана Элба, но над царством Шумера и Аккада нависла новая угроза, аморейские кочевые племена начали вторгаться на территорию Шумера.

Амореи – «западные люди», так жители Месопотамии называли западно-семитские кочевые племена, порою враждующими между собой. Сами себя амореи называли – сути, потомки праотца Суту, он же Сиф, Шет – сын Адама. Основным местом обитания этих племен был север Сирийской пустыни – территория называемая арабами в наше время Хамад, именно отсюда отдельные племенные группы передвигались на северо-восток и восток, а перейдя Евфрат поворачивали на юг в Южную Месопотамию. Это передвижение приняло массовый характер в конце III тыс. до н.э, когда произошли существенные климатические изменения, затронувшие так же и район Хамада.

Чтобы предотвратить вторжение, Шу-Суэн приказал построить заградительную стену, в 26 бэру ~ 200 км., она протянулась от Евфрата до Тигра, вдоль «Гипсовой пустыни», «Та которая сдержит тиднум» тиднум или диданум так называлось одно из аморейских племен.

Гипсовая пустынны. Роза пустыни, «роза» – образуется в результате испарения гипса.

Не имея возможности идти прямо на юг, из-за построенной Шу-Суэном стены, амореи продолжали идти на восток, дойдя до реки Тигр они переправлялись на восточный берег. На восточном берегу, дойдя до реки Дияла (приток Тигра) амореи переправлялись с северного берега на южный. А далее шли на юг, вдоль восточного берега Тигра, затем они снова переправлялись через реку, в этот раз с восточного берега на западный. Таким вот образом амореи попадали в Южный Шумер с востока. К 2030 году до н.э. из-за нашествия амореев, происходит заметное ослабление государства.

Дальнейшие события в Месопотамии напоминают ситуацию в Египте, во времена Первого Переходного Периода. Пришла засуха, экономика страны рухнула, в регионах где хозяйничали амореи, хозяйственная жизнь пришла в упадок. Отряд гурушей (бригады нищих, свободного поселения, используемых на тяжёлых работах за паек) распадались и разбредались кто куда, поскольку централизованное снабжение из складов было нарушено, гуруши чтобы хоть как-то прокормить семьи, грабят: государственные здания, склады, храмы, дворцы.

После Шу Суэна правил его сын, Ибби-Суэн 2028 – 2003 г. до н.э. во время его правления амореи проникли и укоренились в государственных структурах и стали реальной политической силой. В Ларсе вождь аморейского племени Амнаум Напланум основал собственную династию. Ибби-Суэн совершил военный поход в бунтующий Элам, где занял город Хухнури, но это был последний его успех. Когда Ибби-Суэн вернулся из Элама, в стране назревал голод. Чтобы стабилизировать положение, царь организовал торговую экспедицию, целью которой была закупка зерна в северных областях Шумера. Во главе экспедиции он поставил чиновника, по имени Ишби-Эрра. Ишби-Эрра великолепно справился с этой задачей, в маленьком городке Иссин, расположенном на притоке Евфрата рядом с Ниппуром, он собрал огромные запасы ячменя, 6900 тонн (на сумму 348 кг. серебра, за 1 гур - 240 литров ячменя - 1 сикель - 8,35 гр серебра) после чего сообщил Ибби-Суэну о том, что для перевозки зерна нужно 600 барж. Однако, такого количества барж у царя не было и Ибби-Суэн порекомендовал Ишби-Эрру попросить баржи у городского энси, пообещав заплатить двойную цену за привезенное зерно, то-есть 696 кг серебром, чем похоже показал своё шаткое положение на троне. Ишби-Эрра понял что Ибби-Суэну осталось не долго царствовать, в связи с этим он просит у энси (губернатора) Иссина не корабли, а создать союз против Ибби-Суэна, себя он объявил царем – сначала осторожно «царем своей страны», а затем и царем «Шумера и Аккада», чуть позже он захватит соседний Ниппур. Некоторые энси, видя такую ситуацию, по примеру Ишби-Эрра провозгласили себя царями, например, энси Эшнуны провозгласил себя «царем сильным, царем страны Вариум». Но подавляющее большинство признали царем Ишби-Эрру, у которого был ячмень, к тому же он контролировал культовый центр Шумера – Ниппур, там был расположен главный храм Энлиля. Видя политическую нестабильность, сложившуюся в Шумере в 2003 г. до н.э., восстал Элам под предводительством царя Хутрантема, амореи пропустили его войска через контролируемые ими земли, эламиты осадили Ур и взяли его.

«Плач о гибели Ура».

Вола моего из хлева не гонят пастись — его погонщик ушел,
Барана моего из хлева не гонят пастись — его пастырь ушел.
В каналах моего города воистину набрался песок,
Воистину они обращены в жилище лисиц,
Не текут в них проточные воды — заботившийся о них ушел,
На полях моего города нет ячменя — надзиратель ушел.
... Мое добро тот, кто пришел снизу, вниз внес за рекой (мое добро, - говорю я)
Мое добро пришедший сверху, вверх внес за рекой (мое добро, - говорю я)
Мое серебро и камни разобраны (мое добро, - говорю я)
Мои сокровища разорены (мое добро, - говорю я)
Моим серебром, кто не знал серебра, то наполнил руки
Моими камнями, кто не знал камни, то украсил шею...

Эламиты захватили Ур, а самого Ибби-Суэна увели в кандалах в Элам.

«Жалобы Ибби-Суэна».

И свой дворец шумеров царь покинет,
Царь Иби-Суэн пойдет в страну Элам,
Преодолев все горные вершины,
Земли Аншан достигнет он краев,
Как птица, чье гнездо разорено,
И как чужой, кто в дом свой не вернётся...

Восемь лет с 2003 по 1996 год до нашей эры завоеватели держали в Уре гарнизон, но затем покинули разграбленный город и его голодные окраины. В Шумере царем остался Ишби-Эрра (скорее всего наместник эламитов или амореев), в Аккаде возникло несколько мелких царств. Месопотамия вновь превратилась в страну «городов-государств», какой она была в середине III тысячелетия. Важнейшие рычаги политической и военной силы в Месопотамии в это время оказалась в руках вождей аморейских племен, которые возглавляли военные отряды контролирующие территории отдельных городов и их окрестности. Правители и население таких городов были заинтересованы в дружественных отношениях с этими аморейскими вождями. Заручаясь их защитой, от нападения других аморейских племен, горожане платили им дань, а те в свою очередь разрешали населению вести традиционный образ жизни. Это подтверждают многочисленные письменные источники, начала II тыс. до н.э. это: административные и хозяйственные записи, юридические документы, обязательства, договора, письма о дипломатических контактах, правителей Шумерских городов с вождями дружественных аморейских племен. В результате заключались династические браки, между семьями правителей и представителями аморейской аристократии, создавались военно-политические союзы для борьбы с враждебными племенами. Ассимиляция происходила постепенно, мирным путем (династические браки), либо путем военного насилия, этот процесс продолжался примерно 100 – 150 лет, вследствие чего в большинстве городов Месопотамии к власти пришли аморейские династии.

Если кому-то покажется, что я слишком подробно описываю события происходившее в Шумере, должен заметить, что это предельно сжатая информация. Я сделал этот обзор, для того чтобы вы смогли получить минимальное представление в каком "бульоне" варилось тогдашнее высшее общество, аристократия. Ведь в этом обществе жила семья – Авраама. Сколько лет род Авраама жил в Месопотамии неизвестно, какому народу принадлежал его род, сколько и какой крови текло в его венах не ясно. Ясно то, что жили они там давно и долго, а из Ветхого Завета (Танаха) известно, что пришли они туда после Потопа. Но где они жили до Потопа? Согласно научно-историческим данным, семиты вышли из северной Сахары в начале V тысячелетия до н.э., а в начале IV тысячелетии появились в северной части Южной Месопотамии, затем вышли к Персидскому заливу и там вступили в контакт с Шумерами.

ПОТОП часть 1.

Древнейшей рукописью, с полным текстом христианской Библии, является греческий (Синайский кодекс) и сирийский (Арабский кодекс) кодекс, они датируются IV веком нашей эры. Ветхий Завет это самая древняя часть Библии, была заимствована христианами из иудаизма, названного Танахом – 24 канонизованные книги. Как предполагают исследователи, Танах был записан в период с XIII по I в. до н.э. на древнееврейском языке, хотя самые ранние письменные доказательства датируются VII веком до нашей эры.

Выходит, до написания Танаха нет ни одного письменного свидетельства о Всемирном Потопе. Но так ли это? Теперь мы знаем, что первые записи о Потопе, дошедшие до нас, были записаны на глиняных табличках и датируются XX – XVII веком до н.э. первой династии Иссина. Табличек с Шумерским мифом ранней датировки пока не найдено, но возможно их ещё найдут, ведь большая часть из того что обнаружили в библиотеке Ашшурбанипала ещё не исследована, к тому же исследование этих табличек затруднено тем, что они разбросаны по разным музеям и архивам. Правители Аккада, а затем Вавилона, переделывали миф под своё воззрение, как правило уничтожая предыдущие записи. Но скорее всего их погубила война, пришедшая на земли Шумера в конце III тысячелетия до н.э. гутии, амореи, эламиты завоёвывали и разрушали города, разрушались храмовые архивы, царские и частные библиотеки. Не обожжённая глина достаточно быстро разрушается при повышенной влажности и плохом хранении, поэтому таблички со временем рассыпались, сохранилось только 10% библиотеки Ашшурбанипала. Шумерологи предполагаю, что события описанные в мифе о Потопе происходили в конце IV в начале III тыс. до н.э. Эти выводы основываются на том, что в библиотеке царя Ашшурбанипала содержались, в большей степени, копии глиняных текстов, а значит они переписывались с оригиналов находящихся в храмовых архивах. Специалисты так же считают, что библиотеки периодически обновлялись, при переписи изначальный текст редактировали под другие теологические воззрения, а старые таблички уничтожали из-за не актуальности. Для истории ни чего не сохраняли, так как такой дисциплины тогда просто не было, по этому библиотекари даже не представляли что эти кусочки глины, с которых они переписывали, имеют хоть какую то ценность.

Древнейшие тексты о Потопе.

Эпос о Гильгамеше XVIII в. до н.э. Эпос о Зиусудре XVII в. до н.э.

Именно Шумеры дали жизнь мифу о Всемирном Потопе, который в дальнейшем обрастал подробностями, впитывал сказание других народов, видоизменялся, пока не был записан в том варианте, который мы сегодня читаем в Библии.

В Библии говорится следующее:

Бытие глава 7: 1 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; 2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; 3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, 4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. 5 Ной сделал все, что Господь повелел ему. 6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю. 7 И вошёл Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. 8 И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле 9 по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною. 10 Через семь дней воды потопа хлынули на землю.11 В шестисотый год жизни Ноя, во втором месяце, в семнадцатый день месяца, в тот день открылись все источники бескрайней водной пучины и распахнулись створы небес.12 И сильный дождь лился на землю сорок дней и сорок ночей.13 В тот самый день Ной вошёл в ковчег, и вместе с ним вошли его сыновья — Сим, Хам и Иафе́т, его жена и три жены его сыновей,14 а также всякий зверь по своему роду, всякое домашнее животное по своему роду, всякое двигающееся животное, которое передвигается по земле, по своему роду, и всякое летающее создание по своему роду, всякая птица, всякое крылатое создание.15 Они входили к Ною в ковчег парами, из всякой плоти, в которой была сила жизни.16 И вошли самцы и самки из всякой плоти, как велел Бог Ною. После этого Иегова закрыл за ним дверь.17 Когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Потоп продолжался на земле сорок дней. Воды поднялись и понесли ковчег, и он стал плавать высоко над землёй.18 Воды прибывали и поднимались всё выше и выше над землёй, но ковчег плавал на поверхности вод.19 Воды поднялись так высоко над землёй, что покрыли все высокие горы, которые были под небесами.20 На пятнадцать локтей поднялись над ними воды, и горы оказались покрытыми.

Ковчег – ящик, короб, сундук.

21 Вся плоть, которая передвигалась по земле, лишилась жизни: летающие создания, домашние животные, звери, всё множество, которым кишела земля, и все люди.22 Всё, в чьих ноздрях было дыхание силы жизни,— всё, что было на суше,— умерло.

Всемирный потоп. Айвазовский И.К. 1864 г.

23 Так он истребил всё, что существовало на поверхности земли: людей, животных, всех двигающихся животных и созданий, летающих в небесах,— они были истреблены с земли. В живых остались только Ной и те, кто был с ним в ковчеге.24 Воды стояли высоко над землёй сто пятьдесят дней.

Бытие глава 8:1 Тогда Бог вспомнил о Ное, о всяком звере и о всяком домашнем животном, которое было с ним в ковчеге. Бог навёл на землю ветер, и воды стали спадать.2 Источники водной пучины и створы небес закрылись, и ливень с небес прекратился.3 Воды начали постепенно убывать с земли, и через сто пятьдесят дней воды значительно понизились.4 В седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, ковчег остановился на горах Арарат.5 Воды постепенно убывали до десятого месяца. В десятом месяце, в первый день месяца, показались вершины гор.6 Через сорок дней Ной открыл окно ковчега, которое сделал.7 Затем он выпустил ворона, и тот летал, улетая и возвращаясь, пока воды на земле не высохли.8 Потом он выпустил голубя, чтобы узнать, сошли ли воды с поверхности земли.9 Но голубь не нашёл места, куда сесть, и вернулся к нему в ковчег, потому что на поверхности всей земли ещё были воды. Тогда Ной протянул руку и взял его к себе в ковчег.10 Он подождал ещё семь дней и снова выпустил голубя из ковчега.11 Голубь прилетел к нему в вечернее время, держа в клюве свежи сорванный лист маслины. Так Ной узнал, что воды сошли с земли.12 Он подождал ещё семь дней и выпустил голубя, и тот больше не вернулся к нему.13 В шестьсот первый год, в первом месяце, в первый день месяца, воды сошли с земли. Ной открыл кровлю ковчега, посмотрел и увидел, что поверхность земли обсохла.14 Во втором месяце, в двадцать седьмой день месяца, земля высохла.15 Тогда Бог сказал Ною:16 «Выйди из ковчега с женой, сыновьями и жёнами сыновей.17 И выведи с собой всякое живое существо из всякой плоти, которое с тобой: летающих созданий, домашних животных и всех двигающихся животных, которые передвигаются по земле, потому что они должны наполнять землю, плодиться и размножаться на земле».

В мире известно более 500 мифов и легенд о Потопе. Доктор Ришар Андре исследовал 86 из них, в том числе 20 азиатских, 3 европейских, 7 африканских, 46 американских, 10 из Австралии и Океании. И пришел к выводу, что 62 мифа из 86 сходны между собой, хотя имеют независимое происхождение от месопотамского и еврейского варианта.

Во всех легендах один и тот же сюжет: человечество погибает от Потопа, спасается, как правило, праведник со своей семьёй. На Ближнем Востоке в Шумере - Зиусудра, в Аккаде - Атрахасис, в Вавилоне и Ассирии Утнапишти, в дравидийской (Индийской) мифологии - Ману. Нужно заметить, что эти мифы были написаны задолго до написания Библии. Нам же, этот человек известен под именем Ной. В доколумбовской (дохристианской) Америке тоже были свои герой пережившие Потоп. Ацтеки называют его Нене, много легенд и мифов о том, что люди спаслись от Потопа на пиках высоких гор, возможно и Мачу-Пикчу был задуман как ковчег. В Библии Ной строит "Ковчег", в месопотамских сказаниях Зиусудра строит корабль который мог находиться и под водой, у дравидов Вишну присылает корабль за Ману, а в легендах ацтеков речь идёт о большой лодке, выдолбленной из бревна. Все это наводят на мысль, что за всем этими мифами и легендами стоит некий реальный катаклизм, следы которого должны были бы сохраниться до нашего времени. И следы такой глобальной катастрофы, есть.

Давайте сделаем отступление и попытаемся смоделировать: причины, следствия и последствия при которых был бы возможен Всемирный Потоп.