Глава 8. Шумеры. Часть 6. Шумер и Аккад

Наследники Шумер.

Ниппурский календарь и Зодиак Шумер.

1.Бараг-заг-гар-ра – «Престол святилища» - первый месяц календаря Шумер.

Овен — у шумеров это созвездие называлось Лу-хунга — «Наемный Работник» или «Доброволец». Созвездие восходило в период весеннего равноденствия и начала ниппурского года, когда избирался новый царь. Согласно традиции избранник должен был быть добровольцем, который хочет вызвать на поединок силы старого мира и сразиться с ними. Это жертвующий собой юноша, который знает, что его решимость таит в себе двойную опасность: либо он будет убит на поединке, либо через какое-то время, уже будучи царем, погибнет от руки такого же претендента. С жертвой добровольца сравнивается обычай приносить в жертву Новому году ягнят-первинок. Жертвенный царь и жертвенный ягненок сливаются в единый образ весенней новогодней жертвы.

2.Гуд-ди-са – «Направление волов на вспашку».

Телец — название, напрямую связанное с ритуалом второго ниппурского месяца. Тельцом называли бога Нинурту, победившего всех соперников своего города и после победы совершившего обряд священного брака со своей невестой. В это же время совершается ассоциативный со священным браком обряд утаптывания и распахивания после разлива, на поле выводились как стадные волы, так и волы, запряженные в плуги. Смысл событий месяца — война, любовь и пахота. Все эти грани объединяет образ свирепого и плодовитого быка (а также трудолюбивого вола).

3.Сиг-у-шуб-ба-гар – «Закладка глины в форму для кирпича».

Близнецы — название, связанное с почитанием братьев-близнецов Сина и Нергала, рожденных Энлиль и Нинлиль в подземном мире. После этого один из братьев, Син, стал богом Луны и ушел на небо; другой, Нергал, остался под землей управлять миром мертвых.

4.Шу-нумун-а – «месяц сева».

Рак – восход этого созвездия совпадает с периодом летнего солнцестояния, после которого солнце начинает пятиться назад, в подземный мир. С событиями этого времени связаны с ранним севом и ритуальными проводами весеннего бога Думузи в подземный мир и его последующее оплакивание. Думузи в данном случае является олицетворением и опускаемого в землю зерна, и снижающегося солнца.

5.Изи-изи-гар-ра – «месяц зажигания огней».

Лев - название, связанное с состязаниями, которые проводились в честь царя-героя Гильгамеша юношами городских кварталов. Гильгамеш и Саргон, стремившиеся оставить по себе бессмертную память военными походами, часто сравнивались со львом. Лев олицетворял одновременно царя зверей и солнце (из-за гривы). Именно таким солнечным царем-победителем был Гильгамеш.

6.Кин-Инанна – «месяц обряда богини Инанны».

Дева - название, связанное с обрядом очищения богини Инанны, вернувшейся на землю из подземного мира (где она, скорее всего, безрезультатно искала Думузи).

7.Дуль-Куг – «месяц Священного Холма».

Весы - символ осеннего равноденствия, уравнивающего ночь и день. В шумерской традиции это время суда, который бог солнца устраивает живым и мертвым, а также время почитания судей загробного мира Ануннаков.

8.Апин-ду-а – «месяц отпускания плуга (с пашни)».

Причина именования восьмого зодиакального созвездия Скорпионом из клинописных источников неясна.

9.Ган-ган-эд – «месяц выхода Убийцы (Нергала)».

Девятое созвездие называлось Пабильсаг, по имени шумерского героя, отождествлявшегося с Нинуртой и Нергалом. На межевых камнях из Вавилона этот герой изображен с луком в руке, отсюда и пошло более позднее именование Стрелец.

10.Аб-ба-эд – «месяц выхода отцов» (либо «месяц выхода моря»).

Десятое созвездие называлось Рыбокозленок. Оно восходило в период зимнего солнцестояния и было связано с ритуалом выведения из подземного мира и кормления умерших отцов государства. Его символика связана с одним из образов бога Энки: рыба символизировала недоступные глубины премудрости, а козленок - пророчество о грядущей судьбе человечества.

11.Зиз-а – «месяц двузернянки или полбы» (второе чтение Удра – месяц темноты).

Водолей - позднее название созвездия, которое в клинописных текстах именуется Великан. В самом деле, на многих шумеро-аккадских изображениях можно видеть высокорослое, длинноволосое и бородатое существо мужского пола, от плеч или раскинутых рук которого отделяются два водных потока. Символика созвездия связана с проливными дождями, максимум которых выпадает в Месопотамии именно в это время (январь-февраль).

12.Ше-гур-куд – «месяц жатвы».

Рыбы имели и другое имя - Хвосты. Как и название последнего ниппурского месяца, "жатва", название последнего зодиакального знака символизировало конец цикла, уход жизни в область водного хаоса.

В помощь солнечно-лунному календарю в Шумере был «Календарь землепашца», вернее сказать инструкция земледельца.

«Календарь землепашца».

«Землепашец поучает сына» – Прежде чем приступить к возделыванию своего поля, землепашцу следует позаботиться об оросительных каналах, уровень воды в которых не должен быть слишком высоким. Когда вода спадёт, на мокрое поле надо выпустить волов с обвязанными копытами; они вытопчут сорняки и выровняют поверхность поля. Окончательное выравнивание поля следует доделать маленькими мотыгами. Поскольку волы оставят на влажной земле следы, человек, вооружённый мотыгой, должен пройти по всему полю и сравнять следы копыт, оставшиеся рытвины нужно сравнять бороной.

Составители «Календаря» не забыли ничего. «Пусть твои орудия звенят готовностью к работе», — говорится в нём. Все члены семьи, все домочадцы, наёмные работники и даже дети должны заранее, до начала сева или жатвы, привести в порядок сельскохозяйственный инвентарь, подготовить кувшины и корзины. Здесь дается совет, иметь запасного вола, так как это себя оправдывает, а так же держать работников под постоянным надзором. Сам же хозяин должен быть образцом дисциплины, во время сельскохозяйственных работ он не должен требовать, чтобы ему прислуживали, даже рабы. После того как поле просохнет его нужно дважды вспахать, затем рекомендовалось трижды проборонить, а в случае необходимости разбить молотком комья земли.

Затем начинался сев. Во время весенней пахоты земледельцы объединялись в группы по три человека на каждый плуг «идущий за плугом», «погонщик волов» и человек, «бросающий семена». На полосе земли шириной «Двойного куша» – 99,88 см. делали восемь борозд (современные нормы высева ярового ячменя равны 12 см.). Земледелец должен был следить за тем, чтобы семена попадали в землю на одинаковую глубину «в два пальца». Когда молодые побеги пробьются сквозь почву, нужно вознести молитву богине Нинкилим, покровительница полевых мышей и прочих вредителей, дабы они не попортили всходы. Когда ячмень сравняется с бороздой его нужно полить. Второй раз поливают ячмень, когда он «стоит высоко, словно солома циновки в середине лодки». Третий полив нужно сделать, когда ячмень достигнет полной высоты – «царский ячмень», после полива землепашец должен следить чтобы ячмень не покраснел, это означает появление опасной болезни (самана), которая может погубить урожай. Если все в порядке поливают в четвертый раз, это увеличит урожай на 10%.

Жатва ячменя начинается «в день его силы», землепашцу рекомендуют не дожидаться, когда ячмень согнется под тяжестью колосьев. Во время жатвы работников распределяют по трое, один жнет, второй вяжет снопы, а третий складывал снопы. Следующий абзац имеет большое значение в этическом отношении, в «Календаре» призывают крестьян не убирать все подчистую, а оставить на поле некоторое количество упавших колосков, для «малых» и «подбирающих колосья» (для нищих), за это бог вознаградит землепашца.

После уборки начинается молотьба, чтобы волы не прельщались на запах свежего зерна, их рекомендуется накормить до отвала, молотьба производится в два приема. Сначала пять дней по колосьям возят повозку, это для «открывания ячменя», а потом молотилку. Потом наступает процесс веянья, он не изменился и по сей день.

Таблички, относящиеся ко времени третьей династии Ура, содержат множество сведений об обязательном нормировании различных видов полевых работ, в древнем Шумере все виды работ нормировались. В Лагаше во времена Урукагина существовало обязательное правило: "работник поля" должен был ежедневно разрыхлять, обрабатывать 40–80 cap (1 сар – 35,3 м2) 1400 – 2800 м2 поля (50 х 28 метров или 50 х 56 метров), «Живущие в поле люди» должны были охранять засеенное поле. Видимо, речь шла о защите не только от птиц и животных, но и от людей. При каждом поле был ответственный за его обработку – энгар, он должен был собрать с одного бура (бур – 6,35 га.) не менее 36 гур (гур, кур - 240 литра), 36 х 240 х 0,69 (удельный вес ячменя) / 6,35 = 939 кг. с гектара = 10 ц/га (здесь 1 ц = 100 кг), средняя урожайность в Шумере была 12 ц/га., все зависело от разлива рек (современная урожайность ярового ячменя составляет 16 ц/га.).

Как мы видим, для сельскохозяйственных работ, шумерам не нужны были точные вычисления, так же как и индейцам Майя, для того чтобы выжить им был нужен солнечно-лунный календарь и инструкция по возделыванию земли. С большой долей уверенности можно сказать, что шумерская и майянская цивилизация получили знания о математике, астрономии и геометрии, от высокоразвитой, возможно неземной, цивилизации. Примером может послужить эта планисфера.

На этой карте звездного неба запечатлено событие происшедшее в 3123г. до н.э. Карта датируется XVII веком до н.э. (диаметр 18 см, глина).

По оценкам разных специалистов здесь указана траектория движения крупного космического объекта, возможно астероида, по направлению к Земле с последующим падением, как предполагают исследователи, уничтожившего города Садом и Гоморру. В другой версии, это карта пролета космического корабля, при аварийном заходе на посадку. Третьи исследователи утверждают, что эта карта переписана с более древнего источника уходящего корнями к истокам Шумерской цивилизации, и то, что на ней изображён пролёт космического объекта, на опасном расстоянии от Земли, речь как видимо ведётся о небесном теле огромной массы, нейтронной звезде или планеты. Результатом такого сближения был Потоп 3100 г. до н.э. описанный во многих мифологиях мира, в том числе и в шумерском мифе о Зиусудре.

В любом случае, эта карта звездного неба является доказательством высокоразвитой цивилизации. Для того чтобы сделать такие расчёты, человек, записавший их, должен обладать определёнными знаниями, такими как: геометрия, математика, астрономия, в этом случае не остаётся сомнения, что эту запись сделал специалист.

Эту табличку могли написать в двух случаях: тот, кто находился в летящим объекте, или это записал наблюдатель находившийся на Земле. Надо учесть и то, что на тот момент не было компьютеров, калькуляторов, и секстантов тоже не было, значит, все вычисления делались в уме. Но в уме такие расчёты быстро не сделать. Хотелось бы знать, сколько времени наблюдатель с Земли мог визуально наблюдать этот космический объект? Комету Галилея мы наблюдаем 75 дней. При помощи чего наблюдатель вычислил скорость и траекторию падения объекта? При помощи отвеса и двух жердей? Это в принципе возможно, так древними астрономы вычисляли движение Венеры, но маловероятно, этот объект двигался в пределах атмосферы Земли и у наблюдателя были секунды на вычисления.

Прорисовка «Звездной карты».

Можно предположить, что ассирийцы эту карту видели в Вавилоне, те у аккадцев, а те в свою очередь у шумер, тогда у кого эту карту переписали шумеры? По утверждению некоторых исследователей здесь отражено звездное небо 3100 года до н.э. Если не попутали с датировкой таблички, и на этой карте просто отображено звездное небо 3100 г. до н.э. без каких, либо событий, тогда, зачем переписывать ненужную карту на протяжении 2000 лет. Можно конечно сослаться на то, что это одна из «школьных» табличек по астрономии для «высших учебных заведений». Но если табличка датируется X веком до н.э, тогда почему она написана на шумерском, ведь Шумер уже 1000 лет как не существовало. Этому тоже есть объяснения, дело в том, что шумерская клинопись была своего рода «латынью». Всё же есть ряд не состыковок; такая клинопись как на табличке появилась примерно в 2500 – 2300 году до н.э, а исследователи утверждают, что на ней отображено событие 3123 г. до н.э. В связи с этим возникает вопрос, как эти сведения передавались на протяжении 600 лет, прежде чем были записаны клинописью? Если были записаны ранее и переписывались, тогда в какой форме они были записаны изначально? Если шумеры могли делать такие вычисления 5000 лет назад, то какими же знаниями они обладали? На мой взгляд, эта карта очень напоминает монитор радара, но в любом случае, что бы здесь не было записано, записано грамотно и несёт в себе важную информацию. Но какую? Спорят до сих пор, и в чью бы сторону не разрешился спор, эта карта, как и календарь майя, свидетельствует о том что на Земле была высокоразвитая цивилизация.

Как мы видим с математикой, геометрией и астрономией в Шумере все было в порядке. Значит, знания у древних были, были и технологии, тогда почему цивилизации гибнут на рубеже высоких технологий. Может все дело в психологии человека, возможно, кто-то намеренно уничтожает человечество, в тот момент, когда технологический прогресс опережает духовное развитие человека.

Но кто, этот "Кто-то"? Боги и ангелы, инопланетяне или пришельцы из других измерений, здесь мы опять подходим к краеугольному камню, как их называть? Думаю, что нет разницы - богами и ангелами мы их называли испокон веков, а инопланетянами и пришельцами совсем недавно. Я предпочитаю не ломать традиции и называю их богами и ангелами, это они нас создали и всему научили, а разве создатель не является Богом в наших глазах. Для наших детей мы являемся богами, именно мы зажигаем искру знаний в их умах, вкладываем в них информацию которая делает их личностью.

Еще вначале восьмидесятых я прочитал в одном научном журнале статью “Маугли - 47”. В статье рассказывалось о том, как обезьяны выкрали девочку годовалого возраста, а через четыре года ее нашли в джунглях живущую с дикими зверями, это был 47 случай когда находили ребёнка среди зверей. Учёными установлено, что в тех случаях когда дети в раннем возрасте, до двух лет, похищались или подбирались, а в последствии воспитывались, дикими животными, то после поимки обучить их человеческой речи и манерам поведения практически не удалось, поповадкам они так и остались дикими зверьми. Большинство из них, после поимки прожив несколько месяцев, в лучшем случае лет, среди людей, умирали, видимо жить среди людей им оказалась не под силу. Это доказывает, что формирование личности происходит в раннем возрасте, до пяти лет, именно в эти годы мозг ребёнка усваивает фундаментальные основы психики, преобретает необходимые навыки и базовые знания. Если этот начальный период пропущен, то воспитать полноценного человека уже пракичиски невозможно. Особенно пагубно действует на мозг отсутствие речи. Как раз её то ребёнок и лишается в первую очередь, общаясь с животными. Нужно не забывать, что человек это стадное животное, и без высокоразвитого общества он остается животным. Человеком его делают знания, полученные в процессе обучения, если процесс прервать, то хватит и одного поколения чтобы превратиться в дикарей.

Ученые долго ломали голову, почему детей нельзя научить говорить, после того как они длительный отрезок времени находились с животными. И вот в 2012г. команда из Эдинбургского университета обнаружили ген, который отличает нас от обезьян и делает человеком, его назвали miR-941. Этот ген обладает высокой активностью и стимулирует те зоны мозга, которые отвечают за принятия решений (осмысливание происходящего), и способность к разговорной речи. Ген miR-941 появился за крайне короткий промежуток эволюционного времени от 6 до 1 мил. лет назад. Именно в этот промежуток времени наши пращуры начинают осваивать речь. Дело в том, что если этот ген не стимулировать с детства разговорной речью, он не активизируется и мозг спит. Человек превращается в обезьяну, в очень умную, но все же, в обезьяну.

С цивилизациями происходит то же самое, стоит на длительный срок прервать сообщение между технологически развитыми регионами, разрушить коммуникации и человечество само ввергнет себя в первобытный хаос. Примером может послужить отрезок времени нашей истории 1206 – 1150 год до н.э, названного «Бронзовый коллапс» это рубеж бронзового и железного века, когда безжалостные завоеватели «Народы моря» в течение нескольких десятилетий, несли смерть по всему средиземноморью. Люди покидали разрушенные города, бежали подальше от моря, пытаясь укрыться в более мелких поселениях. К общим бедам добавилась чума, вспыхнувшая у филистимлян в 1200 г. до н.э. Филистимляне победили армию кочующих евреев, при Авен-Езере, захватили Ковчег Божий и с триумфом доставили его в средиземноморский город Азот. Вероятнее всего, армия филистимлян была заражена бубонной чумой, евреями, когда те захватили Ковчег, это послужило своего рода проклятием за святотатство. Достаточно одной блохастой крысы чтобы разнети заразу, что евреи и сделали, они подбросили крыс на корабли. В Азот прибыла уже заражённая армия, а крысы разнесли заразу по городу. Азот портовый город и грузы от сюда отпровляли во многие города средиземноморья, таким образом эпидемия чумы вспыхнула по всему средиземноморью и имела катастрофические последствия. Как бы там ни было, но «Народы моря» и чума сделали своё дело. Были нарушены сообщение с портовыми и ближлежащими городами, торговля встала, экономика рухнула, пришёл хаос. Настали «тёмные времена» крупнейшая катастрофа в древней истории, культура Восточного Средиземноморья вернулась почти к тому, с чего началась – к «нулевому уровню», «золотой век» о котором писали античные авторы, рухнул. Тоже самое произошло и на Американском континенте, цивилизация Мезоамериканских индейцев была растоптана конкистой, племена индейцев вернулись к первобытно-общинному строю. Это трагический эпизод в цивилизации человечества, когда высокоразвитая цивилизация превращается в племена цивилизованных дикарей.

Шумерская цивилизация не исключение и её не обошла чума, упоминание о чуме свирепствовавшей в Шумере есть в вавилонском эпосе о Гильгамеше, полубоге, легендарном правителе города Урука. После долгих скитаний Гильгамеш вернулся в Урук, но в городе сверепствует чума, здесь побывал бог войны и мора (чумы) Эрра, от которого не было спасения. Мёртвые лежали в домах, мёртвые лежали на широких улицах и площадях, мёртвые плавали в водах Евфрата. Перед лицом всех этих ужасов Гильгамеш обратился к богу Шамашу (Уту)… «Ничего не поделаешь, Гильгамеш, ответил бог Шамаш. Ты герой и правитель! Но дни человека сочтены. И царь тоже ляжет и никогда уже не встанет». И Гильгамеш, потрясенный чудовищными последствиями эпидемии чумы, отправился на поиски тайны бессмертия.

К 2400 году до н.э. государство Шумер погибало, но не от чумы, оно задыхалось под тяжестью собственной бюрократии. Постоянная борьба за власть между энси (административный правитель города–государства) и жречеством, привело к внутринним расприям и бунтам. Жречество возводит на трон, в Лагаше (Лагаш – город государство, на то время столица Шумер), своего ставленника Лугальанду в 2328 г. до н.э, но его правлению противостоит – мощная общественно-экономическая сила (царский двор) с чудовищно разросшимся бюрократическим аппаратом, в результате чего, происходит государственный переворот. На трон в 2319 г. до н.э. восходит Уруинимгина, он был чиновником из окружения Лугальанды, Уруинимгина был выбран народным собранием из 36000 мужей Лагаша, где голосовали не только зажиточные граждане, но и бесправные бедняки. Чем вам не первые демократические выборы. Уруинимгина проводит первые реформы, как только получает титул (в 2318 г. до н.э.) лугаль – вождь объединенными силами нома (области) или нескольких номов с широкими полномочиями – главнокомандующий. Реформа Уруинимгина – древнейшее в мире законодательство.

В награду за выдвижение, Уруинимгина увеличил безработным горожанам Лагаша размер месячного довольствия в два раза. Затем он провел ряд реформ с целью облегчить положение народа. Была сокращена сумма натурального налога, взимавшегося с сельских общин. Уменьшены были и подати с ремесленников. За участие в общественных работах общинники стали получать дополнительное довольствие. Особым законом Уруинимгина запретил посягательство на движимое и недвижимое имущество беднейших слоев населения, равно как и на их личную свободу. Издал законы, которые должны были оберегать граждан Лагаша от произвола ростовщиков, от обмана при взимании податей, от воровства, убийств и грабежей, а также защитил права вдов и сирот. Улучшено положение младшего жречества и более самостоятельной части зависимых людей в храмовых хозяйствах, отменены долговые сделки, а также уменьшены и упорядочены ритуальные оплаты.

Уруинимгина существенно сократил дворцовый персонал, ограничил власть чиновникам и не дал возвысится жрецам. Реформы Уруинимгина пришлись не по вкусу ни дворцовым кругам, ни храмовым служащим. В общем, он не угодил ни кому, кроме простого народа, который, как и сегодня безгласен и бессилен.

В 2316 г. до н.э. между Лагашем и городом государством Умма вспыхивает война. Вначале военная удача была на стороне Лагаша, но затем Умма и Урук объединяются под предводительством Лугальзагеси и наносят сокрушительный удар по Лагашу, но победа, ни кому не досталась. На севере страны в Кише происходит восстание под предводительством Саргона, Шаррукена – Истинный царь 2316 г. до н.э. считали, что он был приёмным сыном водоноса, который состоял садовником и чашеносцем у царя Ур-Забабы правителя города Киш. Саргон был восточным семитом, его родословная неизвестна, по легенде, он был выходцем из народных низов.

Надпись на глиняной табличке из библиотеки Ашшурбанипала гласит. «Я Саргон, могущественный царь, царь Агаде. Моя мать простого звания, отца своего я не знал, А брат моего отца живет в горах. Мой город Азуриану лежит на берегу Евфрата. Моя бедная мать зачала меня и втайне меня родила. Она меня положила в тросниковую корзину и горной смолой закупорила мою дверь. Она бросила меня в реку, река меня не потопила. Река меня подняла и понесла к Акки, оросителю. Акки, ороситель... вытащил меня, Акки, ороситель, как своего сына.., воспитал меня, Акки, ороситель, назначил меня своим садовником. Когда я был садовником, богиня Иштар меня полюбила. Я … (пятьдесят) четыре года управлял царством, Я управлял черноголовыми народами, я властвовал над ними.»

В те времена, женщины родившие в тайне или были не в состоянии прокормить дитя, ложили его в корзину из тросника обмазанную смолой, закрывали крышкой и пускали ее по течению реки, рассчитывая на милость божью и сострадание людей нашедших корзину. Согласитесь, что эта история очень напоминает историю божественного спасение Моисея из вод Нила, дочерью фараона.

Саргон Древний Аккадский.

Саргон - 2316-2261 г. до н.э. первый великий полководец в известной нам истории. За 55 лет своего правления он участвовал и одержал победу в 34 сражениях. Границы его государства простирались от Ханаана (включая современную Сирию) до Элама (включая юго-западную часть современного Ирана). Его военные успехи были обеспечены не только полководческим талантом, но и новой организацией войска. Противостояние Саргона и Лугальзагеси завершилось оглушительным поражением последнего на поле боя. Шумерская армия ополченцев, собранная более чем из пятидесяти городов, была полностью разбита, легкой, мобильной армией Саргона, которая использовала тактику засад и внезапных нападений. После победы, выбирая столицу для своего государства, Саргон решил, что он не будет жить ни в одном из традиционных северных центров, вроде Мари, Сиппар или Киша, и выбрал без известный город Аккаде, находящийся в номе Сиппар (возможно, город Аккаде был родиной Акки, его приемного отца).
Аккадцы – восточные семиты, поклонялись различным божествам, покровителям отдельных общин, но при этом семиты издревле избегали называть богов собственными именами. Каждое племя или община называла своего бога-покровителя «господином» – Баал или Бел, а богиню-покровительницу «богиней» – Астар или Иштар. К моменту создания Аккадской державы семитские боги были адаптированы к шумерской мифологии. Так, верховный шумерский бог Энлиль по аккадски назывался Эллиль; Энки – Эа, Хайя; богиня Инанна чаще всего называлась Иштар; солнечный бог Уту – Шамаш; бог луны Нанна – Син, (Суэн). Помимо общих богов, у каждой семьи был свой «личный» родовой бог, покровительствующий дому, в Шумерском пантеоне насчитывалось более 2000 «личных» богов.

Основной общественной единицей Месопотамии, аккадского периода, являлся «дом», который по шумерски назывался «э», а по аккадски «битум». Дом представлял собой родственные семьи, собранные в большую группу – род, возводящий себя к общему, реальному или мифическому предку. Во главе дома стоял патриарх – отец семейства, обладающий определенными властными полномочиями в отношении младших родственников. Главы семейств участвовали в деятельности местных советов, а представители наиболее уважаемых домов составляли родовую аристократию.

Шумер почти на полтора столетия попадает под власть Аккадского царства, а восточно-семитский язык стал называться аккадским. Саргону впервые удалось объединить Северную и Южную Месопотамию в единое централизованное государство. Он ограничивает власть потомственной знати, назначая на наиболее значимые государственные посты преданных людей из своего ближайшего окружения. Высшими жрецами становятся его ближайшие родственники, в частности его дочь, стала жрицей в храме богини Иннаны в городе Урук. Возникает централизованный бюрократический аппарат, в котором действует строгая иерархия подчинения, Саргон ведает всеми общегосударственными делами. Всю свою жизнь Саргон провел в завоеваниях и подавлении мятежей, вот и перед его смертью, на юге страны вспыхнул голодный мятеж, который он так и не успел подавить.

Наибольшее могущество Аккадское царство достигло во времена правления Нарам-Суэна – внука Саргона – 2237 – 2200 г. до н.э. Его награждают титулами “бог Аккада” и “Царь четырех стран света”, это первое свидетельство обожествления монархической власти в Месопотамии. Царствование Нарам-Суэна началось с мятежа, за один год он разгромил девять повстанческих армий, возглавляемых царями в звании лугаль, трех царей взял в плен и сжег их на костре в городе Ниппур перед Главным храмом Энлиля.

Аккад XXIII век до н.э.

Титул «Царь четырех стран света» Нарам-Суэн взял себе не напрасно, так как он завоевал все, что было можно завоевать. Его военные походы. На западе - он одержал победу над западно-семитским скотоводческим племенем Диданум, а также воевал против царства Элба, населённого западными семитами и осуществлявшего в здешних местах гегемонию.


Договор Нарам-Суэна 2210 г. до н.э.

Это самый древний, письменный, мирный договор, дошедший до наших дней заключенный между Аккадом и Эламом.

На юге - Нарам-Суэн покорил Дильмун (о.Бахрейн), воевал с Маганом (Оман), где он пленил царя Маниум. На востоке - покорил Элам, и совершал походы в Мелуху ( западная Индия – Харапская цивилизация), там ему противостояли семнадцать царей.

На севере и северо-востоке – Верхняя Месопотамия, его наскальная надпись обнаружена недалеко от истоков реки Тигр, в этом направлении Нарам-Суэн, по-видимому, доходил до Урмийского озера, соленое озеро на Армянском нагорье.

Фрагмент стелы. Победа царя Нарам-Суэна над луллубеями 2250 г. до н.э.

Но северо-восточные цари не желали подчиняться Аккадскому царю. Судя по позднему эпическому произведению «Царь Куты» - Царь Гутиев, Нарам-Суэну приходилось испытывать и горечь поражения; в тексте описывается, как он трижды посылает войска против вражеской коалиции 70 царей (вождей). Но войска Суэна не просто терпят поражение, ни один воин не возвраьился из похода, ни кто не принёс весть, что же там произошло. Позже он всё таки одержал победу над войском Манды, народ северо-восточных стран в зоне Урмийского озера.

Гутии, кутии – древние полукочевые горские племена, проживавшие в северном и северо-восточном районе Загроса, предположительно выходцы из Кавказа. Своими набегами беспокоили Аккад со времен Саргона.

В конце правления у Нарам-Суэна со жречеством произошел конфликт. Настолько серьезный, что Нарам-Суэн позволил своим воинам ворваться в Главный храм Энлиля в Ниппуре (святая святых Шумер), и разграбить его. Они разрушили храм, захватили сокровища Ниппура и отвезли их в Аккад. За такое осквернение храма боги разгневались на Нарам-Суэна и послали проклятие на Аккад, а Энлиль для защиты города Ниппура, призвал гутиев с гор. То есть, жрецы договорились с вождями гутиев и те вторглись в Шумер и захватили Ниппур. Нарам-Суэну с трудом удалось отбить территорию у гутиев, но гутии не успокоились, почувствовав добычу, они продолжали нападать на приграничные районы.

Правил Нарам-Суэн 37 лет и видимо, погиб в битве с гутиями. После смерти Нарам-Суэна, Элам получил свободу и стал атаковать приграничные районы, вместе с тем усилились набеги гутиев на северо-востоке и хурритов на севере, с запада нападали амореи.

Тяжелое наследство досталось внуку Нарам-Суэна – Шаркалишарри, он правил с 2200 по 2176 г. до н.э, это был последний правитель великого Аккадского царства. Шаркалишарри отказался от титула «Царь четырех стран света» оставив за собой лишь титул «Царь Аккаде», его военные походы носят оборонительный характер. Страна разваливалась на куски, захватить власть стремились все, в том числе и гутии, в этой борьбе за власть, согласно последнему свидетельству, Шаркалишарри был убит.

И хотя к власти в результате трехлетней политической борьбы пришел потомок Саргона – Дуду, но, былое величие было утеряно. Границы царства уменьшились до южных территорий, а сам Дуду фактически зависел от гутиев. В 2137 г. до н.э. после смерти сына Дуду – Шу-турула гутии окончательно захватили страну, и разрушили столицу Аккад.

Штурм Аккада.

Гутии господствовали в покоренной Месопотамии около 100 лет. В течение этого времени они ассимилировались с культурно развитыми племенами Аккада и Шумера. Цари гутиев восприняли более высокую шумерскую культуру и стали пользоваться аккадским языком. Верховный вождь гутиев объявил себя «царем Шумера и Аккада», но о какой-либо государственности не было и речи. Своим нашествием гутии отбросили Аккад в эпоху разрозненных городов – государств, сведя на нет все усилия Саргона и его последователей по объединению и установлению централизованной государственной власти. Гутии были варварами в современном понимании этого слова, со всеми вытекающими последствиями, в процессе завоевания Аккадского царства они грабили, жгли и разрушали все, что попадалось у них на пути. Когда грабить стало нечего, они обложили города данью.

Вот как в шумерском гимне богу Нинибу описывается правление гутиев:

Страна в руках жестоких врагов.
Боги увезены в плен.
Население отягчено повинностями и налогами.
Каналы и арыки запущены.
Тигр перестал быть судоходным.
Поля не орошаются.
Поля не дают урожая.

Нашествие гутиев совпало с засухой, пришедшей в Месопотамию. Ряд геологических свидетельств указывает на то, что около 2200 г. до н.э. на Ближнем Востоке началась сильная засуха, которая продолжалась примерно 150 лет, а то и больше.

Вот что говорят геодогические данные, за этот период повысилось испарение Красного и Мёртвого моря; упал уровень воды и в озере Ван на территории современной Турции; керны морских отложений говорят об увеличении количества пыли в воздухе. Археологические раскопки показали существенное сокращение числа поселений: 70% населённых пунктов Месопотамии оказались заброшены, площадь обжитых районов уменьшилась на 90%.

На землю (Шумер) обрушилось бедствие, до тех пор неведомое человеку; какого не видели раньше никогда, против него нельзя было выстоять. Свидетельства этого содержатся во многих древних текстах, известных как «ламентации» - плач по разрушению различных шумерских городов.

Вот перевод одного такого «плача».

Страшный вихрь с неба…
Ураган уничтожил землю…
Злой ветер, подобный бушующему потоку…
Всесокрушающий ураган, вместе с испепеляющим жаром…
Днем земля была лишена яркого солнца, вечером на небе не сияли звезды…
Устрашенные люди еле могли дышать;
Злой ветер зажимал их в тиски, не давая им дожить до следующего дня…
Губы окрашивались кровью, головы тонули в крови…
Лица становились бледными от злого ветра.
От этого города обезлюдели, дома опустели; в стойле не стало животных,
Овчарни опустели…
В реках Шумера потекла горькая вода,
Поля поросли сорняками, на пастбищах увядала трава.

Согласитесь, что последствия катастрофы описанные в этом плаче, схожи с последствиями применения "оружия богов" описание в «Махабхарате».

По-видимому, единственными территориями, избежавшими грабежа, разрушений и засухи были номы городов Лагаш, Урук (Эрех) и Ур, так как располагались в устье рек Евфрата и Тигра. Эти Шумерские города-государства были труднодоступны для врага, Лагаш окружен болотами, Урук и Ур были западнее Лагаша их с севера и востока защищали болота, с юга Персидский залив, с запада Сирийская пустыня. Цари этих городов воспользовались ослаблением Аккада, восстановили и даже расширили свою внешнюю торговлю. Наибольшего расцвета достиг Лагаш, в котором в то время правил энси Гудеа, очевидно, находившийся в зависимости от гутиев. Гудеа объединился с гутиями, и они пошли войной на Урук, но царь Урука - Утухэгаль заручился поддержкой Ура и нанес сокрушительное поражение Лагашу и гутиям. Весть о поражении гутиев разнеслась по всему Шумеру, народы восстали. Утухэгаль, выступил против царя гутиев, разгромил его войско и освободил Шумер. Так закончилось правление гуиев в Шумере.