Глава 8. Шумеры. Часть 4. Сотворение человека

Зарождение жизни на Земле – «Глиняный ген».

В первичном бульоне 4 миллиарда лет назад, должно было находиться нечто, что помогло родиться живой системе, ускорило процесс и снабдило энергией. Таким помощником могла служить обычная глина, которой в изобилии на дне любого водоема. Минералы глины способствовали образованию биополимеров и возникновению механизма наследственности. Оказалось, что облученные ультрафиолетом глинистые частицы сохраняют полученный запас энергии, который потом расходуют на реакцию сборки биополимеров. В присутствии глины мономеры собираются в самореплицирующиеся молекулы, нечто вроде РНК. Попадая между слоями глинистых частиц, органические молекулы взаимодействовали с ними, перенимали способ хранения информации и роста, можно сказать, обучались. Какое-то время минералы и протожизнь мирно сосуществовали, но вскоре произошел разрыв, или генетический захват, после чего жизнь покинула минеральный дом и начала свое собственное развитие.

Как предполагают, ученые у нас был один предок, который и дал такое большое разнообразие видов флоры, фауны и различных одноклеточных организмов.

Ученые назвали его LUCA.

L.U.K.A. (Last Universal Common Ancestor) – Последний Универсальный Общий Предок.

Генетическую информацию Лука изначально хранил не в ДНК, а в РНК-молекулах, которые отличаются непереносимостью горячих температур. Когда LUCA зародился, на нашей планете был "прохладный" климат до 500 С, а не 900С, как ранее считалось но позже началось глобальное повышение температур. РНК-молекулы не могли сохранять генетическую информацию, и Луке пришлось сменить жаронеустойчивые молекулы РНК на ДНК, которые могли переносить высокие температуры. 2,4 миллиарда лет назад универсальный общий предок дал две цепи: бактерии и археи, безъядерные микроорганизмы.

Бактерии. Строение бактерии.

Археи эволюционировали в эукариотов - микроорганизмы, в клетках которых есть ядро.

Эукариотическая клетка. Строения клетки.

Это и стало началом всех живых организмов, всех форм и размеров, живущих на нашей планете.

Гоминид (шимпанзе). Фотография на паспорт – Хомо Сапиенса.

В результате всех этих превращений появился гоминид – человекообразная обезьяна (шимпанзе) отряд приматов. Рост 150 см, средний объем мозга 400 см3. Если верить современной науке это наш прямой родственник. Исходя из новейших исследований, генетическая база шимпанзе и человека совпадает на 98,7 %. Это позволяет предполагать, что эволюционные пути человека и шимпанзе разошлись 7 – 6 миллионов лет назад.

К первым дальним родственникам современных людей, можно отнести ранних австралопитеков, останки древнейших приматов, были найдены в Республике Чад в Торос-Меналла и названы Sahelanthropus tchadensis (Сахелянтроп). Целый череп Сахелянтропа получил популярное название "Тумай". Датировка находок около 6-7 млн. лет назад.


Грацильный австралопитек – 4 млн. лет. Кениантроп – 3,5 млн. лет.

Австралопитек (южная обезьяна греч.), обитавший в Южной, Центральной и Восточной Африке приблизительно 4 млн. лет назад. объем мозга 400 – 650 см3, рост 120 – 140 см. Далее следует Кениантроп (плосколицый кенийский человек), он может являться прямым предком человека жил примерно 3,5 млн. лет. Затем, около двух с половиной миллиона лет назад, появляется новый вид, род Homo – Люди.

Человек умелый – 2,5 млн. лет. Человек работающий – 1,8 млн. лет.

Следующим в эволюционной цепи идет Хомо хабилис – Человек умелый, давший начало роду человеческому. Рост 130 – 150 см, средний объем мозга 750 см3, свойства: возникает контроль над эмоциями. Хомо хабилис дал две ветки развития, это Хомо эргастер – Человек работающий, живший 1,8 млн. лет назад. Рост 130 – 170 см, средний объем мозга 900 см3, свойства: первое использование огня, зарождение речи.

Хомо эректус – Человек прямо ходящий - 1,8 мил лет.

Другая ветвь это Хомо эректус – Человек прямо ходящий, 1,8 мил. лет назад. Рост 150 – 170 см, средний объем мозга 1100 см3, свойства: зачатки членораздельной речи, жилища в пещерах, пользование огнем, изготовление каменных орудий, использование шкур в качестве одежды, практиковался каннибализм.

Человек прямо ходящий имел прямую осанку и ходил пружинящим шагом. Своей человеческой осанкой и походкой он был обязан некоторым особенностям в строении таза и стопы, которые начинали складываться уже у австралопитека, а у человека прямо ходящего почти приблизились к современной форме. У человека прямо ходящего таз больше напоминал чашу, чем таз австралопитека, и благодаря этому место сочленения бедра с тазом выдвинулось несколько вперед. Такое смещение позволило человеку прямо ходящему в отличие от австралопитека стоять и ходить на прямых ногах. Кроме того, его стопа, получившая свод, который помогает ей выдерживать вес тела, полностью утратила хватательную способность, присущую задним конечностям человекообразных обезьян. В результате всех этих изменений человек прямо ходящий оказался первым приматом, который мог без напряжения и долго ходить на двух ногах. Как заметил один антрополог "Если бы нам удалось попасть во времена человека умелого, мы увидели бы перед собой существо с обезьяньей головой на теле, почти сходном с человеческим. Его же преемник, человек прямо ходящий, был совсем другим, и у видя их где-нибудь на лугу, вы сказали бы: это не человекообразные обезьяны, это несомненно люди". Но человеком, человека прямо ходящего делали не столько его рост, прямая осанка, человеческая походка и точная хватка, сколько поразительные изменения его мозга и поведения. Мозг человека прямо ходящего был не только крупнее мозга более древних приматов, он намного превосходил его сложностью внутренней организации. Свое движение по планете Хомо эргастер и эректус начали почти одновременно, около двух миллионов лет назад.

Неандерталец учит женщину обращаться с копьем.

Прямой наш предок Хомо эргастер, имел наследников Homo antecessor – Человек предшествующий и Homo heidelbergensis – Гейдельбергский человек, последний дал две ветви Хомо, первая ветвь это Хомо неандерталец (Германия ущелье Неандерталь), 350 тыс. лет назад. Рост 165 см, средний объем мозга 1600 см3. Свойства: разговорная речь, музыкальные инструменты (костяная флейта), орудие охоты, жилища из шкур, украшения, первые задатки религии (ритуальные захоронения), человечность (забота о больных), медицина (лечение травами, костоправы), практиковался каннибализм. Последние его представители жили в ряде районов Евразии 28 тыс. лет назад.

Хомо неандерталец 350 тыс. лет. Хомо сапиенс – Человек разумный 200 тыс. лет.

Вторая ветвь это Хомо сапиенс – Человек разумный (Кроманьонец), это и есть мы, вид человека выжившего на Земле. Зарождение вида произошло на территории современной Эфиопии – Херто, формации Боури, ранние останки датируются в 160 тыс. лет назад, объем мозга 1450 см3. Этот подвид назван – Хомо сапиенс идалу (старейший), видимо из этого района Эфиопии началось расселение по планете Хомо сапиенса. Что явилось первопричиной расселения первой волны «эмигрантов» на восток и северо-восток, неизвестно, но доказано, что первая волна миграции Хомо сапиенс - была, где то 120 тыс. лет назад, это подтверждают находки пещеры Фуянь 80 тыс. лет до н.э. (Китай). А вторая волна «эмигрантов» возможно, обязана извержению вулкана Тоба, произошедшему 75 тыс. лет назад, в атмосферу было выброшено 800 км3 пепла, из-за этого произошло похолодание, эффект «вулканической зимы», на несколько лет. В этот раз Кроманьонцы, пройдя Аравийский полуостров, разделились на три потока: западный, северо-восточный и восточный. Ранние останки Кроманьонец найденные в Израиле, пещера Манот, датируемые 50 тыс. лет до н.э видимо принадлежат второй волне «эмигрантов». Запад видимо был заселен Неандертальцами в первую волну переселения народов, вторая волна Кроманьонцев просто выбила, истребила этот вид, захватив его ареал обитания.

Вроде все ясно, но ряд ученых утверждают, что Хомо эргастер и эректус – архантропы не является потомком Хомо хабилис (человека умелого), на это есть ряд причин. И «Человек умелый», и «Человек рудольфенсис» является представителем вида австралопитеков-обезьян, чему свидетельствуют анатомические особенности этих существ.


1 – Австралопитек, 2 – Человек умелый, 3 – Человек прямоходящий, 4 – Гейдельбергский человек, 5 – Человек неандерталец, 6 – Человек разумный.

Результаты тщательных исследований показывают, что среди ископаемых останков нет следов предков первобытных людей. Все останки, до Хомо эргастера и эректуса о которых говорилось выше, относились к различным видам и родам вымерших обезьян, и не имеют никакого отношения к человеческому роду. Данные ископаемых останков показывают, что между обезьянами (Australopithecus, Homo rudolfensis, Homo habilis,) и останками (Homo ergaster, Homo erectus), существуют колоссальные различия в строении скелета. К тому же ископаемые останки «первых» людей – архантропов, появляются в слоях Земли внезапно, без единого следа какого-либо эвалюционирования и в той форме скелета, что существует у современных людей. Эволюция это не эстафета где передающий палочку остается на месте и умирает, а принявший эстафету бежит вперед во времени. Эволюция это плавный переход. Резкая смена одного вида другим видом называется эволюционным скачком, что мы и видим на примере Хомо хабилис – Хомо эргастер, эректус. Нужно помнить, что последний Австралопитек вымер 900 тыс. лет назад, значит, Австралопитеки жили и сосуществовали в одно время с Человеком умелым, Человеком работающим, и Человеком прямо ходящим и скорее всего, пересекались между собой. Это значит, у них возникали территориальные конфликты, в результате чего более примитивный вид Австралопитеков и Хомо хабилис вытеснялся, за пределы ареала, более совершенным видом Хомо эргастером и эректусом.

Так, как же, все-таки произошел Человек? В результате эволюционного скачка (мутации) вызванного катаклизмом? Или же появился в результате биологического эксперимента, проводимого более развитой цивилизацией? Загадка так и остается загадкой, оставим ее решать ученым, которые более компетентны в этом вопросе. Давайте посмотрим, что на это счет говорят шумеры, первыми описавшими происхождение Человека.

Миф Шумер о сотворение Человека, с научной точки зрения, больше похож на биологический эксперимент, где за основу берется уже существующий вид (Хомо хабилис) и, применив генную инженерию, выводится новый вид (Хомо эректус затем неандерталец и сапиенс). От кого шумеры могли знать о Хомо эректусе? и о том, что все живые организмы вышли из глины. Если это совпадение, то и вся наша история человечества на Земле одно большое совпадение.

Сотворение человека (шумерский миф).

В основе всех этических представлений шумеров лежало твердое убеждение в том, что человек был создан из глины для служения богам. Наиболее яркое свидетельство об этом содержится в двух древних мифах. Первый из них целиком посвящен сотворению человека, над которым работали Энки и Нинмах (она же Нинту в аккадской версии) – великая богиня жена Энлиля. Второй «Скот и зерно» повествует о споре двух низших божеств, но самому спору предшествует любопытное введение, в котором подробно объясняется, почему и для чего создан человек. Спорят две богини, богиня скота Лахар и её сестра, богиня зерна Ашнан. Обе они, согласно мифу, были созданы в «зале созидания» богов для того, чтобы у великих богов Ануннаков, детей небесного бога Ан, было вдоволь еды, питья и одежд. Однако Ануннаки не знали, что делать со скотом и зерном, пока не был сотворен человек.

Текст мифа о сотворении человека, сохранился на двух табличках. Поэма начинается с описания затруднений, которые, по-видимому, испытывали боги, добывая для себя пищу, особенно после того, как на свет появились женские божества.

Когда на горе небес и земли Ан породил Ануннаков, Имя Ашнан еще не было рождено, не было создано,
Утту (богиня ткачества) еще не была создана,
Святилище для Уту еще не было воздвигнуто,
А потому еще не было овец, не рождались еще ягнята,
Не было еще коз, не рождались еще козлята,
Овца еще не родила своих двух ягнят,
Коза еще не родила своих трех козлят.
Великие боги Ануннаки еще не знали
Имени мудрой Ашнан и имени Лахар,
А потому тридцатидневного зерна «шеш» еще не было,
Сорокадневного зерна «шеш» еще не было,
Мелких зерен, горных зерен, зерен благородных, ещё не было,
Живых созданий еще не было.
Утту еще не родилась, растительная корона ещё не была создана,
Повелитель… еще не родился,
Сумуган (сын Уту), бог равнины, еще не явился,
А потому, подобно роду человеческому в день его сотворения,
Они не вкушали хлеба,
Не прикрывались одеждой,
Жевали растения, как овцы,
И пили воду из канав.
И ануннаки, старшие боги, заставили младших, игигов, трудиться.
И рыли игиги канавы, и носили на плечах тяжелые корзины с землею,
И орошенные поля засевали. И не было конца их труду.
И возроптали они, и побросали в огонь свои мотыги,
И двинулись к Энки искать справедливости.
Заволновались ануннаки: без работников не стало в мире пищи.
Собрались они все вместе и запричитали, сетуя, что спит Энки в глубине Энгури, куда никто проникнуть не смеет.
И, услышав стоны и жалобы богов, праматерь Намму отправилась к Энки.


Намму.

Боги жалуются на эти трудности, однако бог воды Энки, который мог бы им помочь, будучи одновременно и богом мудрости, спит глубоким сном на дне моря и не слышит их жалоб. Тогда его мать (бабушка) Намму - Первородный Океан (мать, давшая жизнь всем богам), доносит до Энки жалобы богов и говорит ему:

О мой сын, встань со своего ложа, сотвори то, что мудро,
Сотвори служителей для богов, дабы они производили себе подобных.

Энки обдумывает слова матери, потом становится во главе множества «превосходных мастеров» и отвечает ей:

О моя мать, существо, имя коего ты назвала, уже есть. (Кто уже есть, Хомо хабилис или Хомо эректус?)
Запечатлей в нем образ богов!

Намму:
Замеси сердце глины, что над бездной,
Превосходные и царственные мастера сделают глину густой.
Ты же дай рождение конечностям,
Нинмах (мать-земля) потрудится перед тобой,
Богини (рождения)…. будут стоять подле тебя, пока ты лепишь.

Энки:
О, моя мать, определи судьбу его!

Намму:
Нинмах запечатлит в нем образ богов.

Нинмах:
Это — человек. (Кто получился у них в результате генетического эксперемента Неандерталец или Хомо сапиенс?).

Человек получил дыхание жизни, Чтобы следить за превосходными овчарнями, Ануннаков.

Дальше текст повествует о сотворении различных несовершенных человеческих типов, пытаясь объяснить существование уродов. Вот как это произошло. Энки устроил пир, очевидно в честь сотворения человека. На пиру Энки и Нинмах выпили лишнего и решили развлечься. Нинмах взяла немного глины и слепила шесть уродов, а Энки завершил ее труд: он определил их судьбы и «дал им вкусить хлеба». Что собой представляли первые четыре урода, трудно понять; пятой была бесплодная женщина, а шестым было существо, лишенное пола. Все это напоминает генетический «мусор». Вот что о них говорится в тексте:

.. Она (Нинмах) сделала женщину, неспособную рожать,
Энки увидев эту женщину, неспособную рожать,
Определил ее судьбу и решил, что она должна пребывать в «женском доме»…
.. Она (Нинмах) сделала существо без мужских органов и без женских органов.
Энки, увидев это существо без мужских органов и без женских органов,
Определил его судьбу и решил, что оно должно предстать перед царем.

Затем, чтобы не отстать от Нинмах, сотворившей шесть уродов, Энки решает что-нибудь создать в свою очередь. Как и что он делает, не совсем ясно, однако, в конечном счете, его постигает неудача: он создает существо слабое, скорбное духом и немощное телом. Тогда Энки обращается к Нинмах с просьбой помочь этому несчастному созданию:

«Я определил судьбу того, кто был слеплен твоей рукой,
Я дал ему вкушать хлеб.
Определи теперь ты судьбу того, кто слеплен моей рукой,
Дай ему вкушать хлеб!»

Нинмах старается помочь несчастному, но у нее ничего не выходит. Она заговаривает с ним, однако не получает ответа. Она дает ему хлеб, но тот его не берет. Он не может ни сидеть, ни стоять, ни преклонить колени.

Далее следует длинный разговор, между Энки и Нинмах, но в этом отрывке столько пропусков, таблички повреждены, что разобрать смысл невозможно. В конце концов, Нинмах рассержена на Энки за то, что тот создал такое слабое, нежизнеспособное существо, а Энки воспринимает ее упреки как должное.

В следующем отрывке повествуется о том, как Лахар и Ашнан спускаются с небес на землю и приносят человечеству дары цивилизации:

В те дни Энки сказал Энлилю:
«Отец Энлиль, пусть Лахар и Ашнан,
Созданные в доме Дуку,
Спустятся из дома Дуку!»
По священному повелению Энки и Энлиля
Лахар и Ашнан спустились из Дуку.
Для Лахар они (Энки и Энлиль) устроили овчарню,
Подарили ей растений и трав в изобилии.
Для Ашнан они построили дом,
Подарили ей плуг и ярмо.
Лахар в своей овчарне —
Это пастух, пекущийся об изобилии в овчарне.
Ашнан среди своих посевов —
Это дева приветливая и щедрая.
Изобилие, даруемое небесами,
Лахар и Ашнан являют (на земле).
Собранию (?) они приносят изобилие,
Стране они приносят дыхание жизни.
Они следят за выполнением божественных законов.
Они умножают содержимое хранилищ,
Они наполняют закрома доверху.
дом бедняка, стоящий на прахе,
Они входят и приносят изобилие.
Всюду, где пребывают они вдвоем,
Они приносят в дом полновесную прибыль.
Место, где они пребывают, они насыщают. Место, где они восседают, они снабжают пищей, они радуют сердца Ана и Энлиля.

Но вот Лахар и Ашнан выпив слишком много вина, начинают спорить и ссориться. Каждый из них восхваляет свои дела и старается преуменьшить заслуги противника. Наконец в спор вмешиваются Энлиль и Энки и объявляют победительницей богиню зерна Ашнан.

По представлениям шумеров, каждый человек появляется на свет для работы на богов. На протяжении всей жизни он должен отдавать им часть своего урожая и скота, воевать за их храмы, услаждать их слух хвалебными песнопениями и тем самым оправдывать свое высшее предназначение в обитаемом мире. При рождении ребенку давали в руки предмет, магически закреплявший его половую идентификацию: мальчик получал в руки кривое полено, дубину, а девочка — веретено, иглу. После этого младенец обретал имя и «судьбу людей» (нам-лу-улу). Мыслители Шумера верили и утверждали, что все несчастья людей происходят из-за их грехов и проступков, что нет на земле ни одного безгрешного человека. Они учили, что все людские страдания обусловлены той или иной причиной, что во всем виноваты сами люди, но никоим образом не боги.

Потоп.

Вавилонский миф о потопе восходит к аккадскому, а тот в свою очередь к шумерскому первоисточнику. О том, что библейский рассказ о потопе не является оригинальной легендой, созданной древнееврейскими авторами, известно с тех пор, как была расшифрована одиннадцатая табличка вавилонского «Эпоса о Гильгамеше». Содержание этой таблички интересно не только из-за описания потопа, но также благодаря предшествующему тексту. Несмотря на то, что табличка сильно повреждена, этот вступительный отрывок необычайно важен для понимания шумерской космогонии и космологии. В нем содержится ряд сведений о сотворении человека, возникновении царской власти и о существовании, по крайней мере, пяти «допотопных» городов. Поскольку сохранилась, только нижняя часть таблички (примерно ее треть), нам придется начать, опустив недостающие верхние 37 строк первого столбца. Мы не знаем, что там было написано. Для нас действие начинается с того момента, когда некое божество (скорее всего Энки) обращается к другим богам, очевидно с просьбой спасти род человеческий от гибели, с тем чтобы люди вновь строили города и храмы для богов. Но на собрании богов, было принято решение о затоплении человечества.

Табличка сильно повреждена, восстановленный отрывок выглядит так:

«Род человеческий, в (момент) его гибели я. .,
Я верну Нинту … моих созданий.
Я верну народ в его селения,
Городах они воздвигнут святилища для божественных законов.
Я сделаю их тень благостной.
Они положат в освященных местах кирпичи наших храмов,
Места, откуда мы повелеваем, они воздвигнут в местах освященных».
Он направил священную воду, гасящую огонь,
Он установил ритуалы и возвышенные божественные законы,
На земле он…, он поставил там. . . .
Когда Ан, Энлиль, Энки и Нинхурсаг
Создали черноголовый народ,
Пышная растительность покрыла землю,
Животные, четвероногие (обитатели) равнины были искусно сотворены.

Здесь текст прерывается, после чего мы узнаем, что царская власть была ниспослана свыше и что тогда было основано пять городов.

Когда скипетр царской власти спустился с небес,
Когда возвышенная тиара и царский трон спустились с небес,
Он создал обряды и высшие божественные законы. . . .,
Он основал пять городов в … освященных местах,
Он дал им имена и сделал их главными святилищами.
Первый из этих городов, Эриду, он отдал Нудиммуду, вождю.
Второй, Бад-Тибиру, он отдал. .,
Третий, Ларак, он отдал Эндурбиль-хурсаг (Пабильсагу).
Четвертый, Сиппар, он отдал герою, чье имя — Уту,
Пятый, Шуруппак, он отдал Суду.
Когда он дал городам имена и сделал их главными святилищами,
Он принес. . . .,
Повелел очищать малые реки, подобно. . . .

Здесь в тексте опять пробел, в которых, видимо, говорилось главным образом о решении богов ниспослать на землю потоп и уничтожить род человеческий. Когда текст снова становится достаточно четким, мы видим, что некоторые боги недовольны и опечалены таким жестоким решением. Богиня Нинту (Нинмах) стала оплакивать свои создания, и к этому плачу присоединилась даже воинственная Инанна. Казалось бы, все человечество обречено на гибель.

Потоп. . . .
Так было решено
Тогда Нинту по своим созданиям стенать начала,
Светлая Инанна по народу этому плакать стала,
Энки с сердцем своим советовался.
Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг на Совет собрались,
Земные и небесные боги именем Ана и Энлиля поклялись...

Однако Энки, принимавший участие в том собрании, решил предупредить о грозящей беде жреца-умастителя Зиусудру (Зиусудра - шумерский прототип библейского Ноя), он предстает как набожный и богобоязненный человек, во всех своих делах руководствующийся указаниями, полученными от богов в сновидениях и предсказаниях. Насколько можно понять, в тот момент, когда Зиусудра стоит возле какой-то стены, божественный голос возвещает ему о решении богов: на землю обрушится потоп, дабы «уничтожить семя рода человеческого». Этот довольно длинный отрывок:

В те времена Зиусудра, царь, жрец-умаститель Абзу,
Статую Саг-Нигина создавал, ….
С почтением слова ловил …..,
До захода Уту постоянно ……. находился.
Не сон то был — слово живое,
Тогда царь Зиусудра, пашишу . . . .,
Построил огромный. . . .;

Смиренно, послушно, с благоговением, он. . . .,
Каждый день, неустанно он. . . .,
Вспоминая все сновидения, он. . . .,
Призывая небо и землю, он. . . .
. . . . боги, стена. . . .,
Зиусудра, встав рядом, слушал.
«Встань у стены, слева от меня. . . .,
У стены я скажу тебе слово, внемли моему слову!

Энки и Зиусудра, оттиск шумерской печати 2600 год до нашей эры.

Слушай же мои указания:
По-нашему. . потоп зальет главные святилища,
Все жилища, все хозяйства потоп сметет,
Дабы уничтожить семя рода человеческого. . . .,
Таково решение и постановление собрания богов.
По слову Ана и Энлиля
Его царству, его правлению придет конец».

В отсутствующем отрывке, видимо, содержалась инструкция Зиусудре относительно постройки огромного корабля. По мнению исследователей этого текста, рекомендации касались точных размеров «ковчега Зиусудры». Это мы находим и в вавилонской легенде, повторяющей шумерскую, и в Библии. Но эти указания отсутствуют, потому что здесь в поэме снова пробел. Когда текст становится разборчивым, мы видим, что потоп уже обрушился «на страну». Он бушевал семь дней и семь ночей. На восьмой день вновь появился бог солнца Уту, разливая над землей свой драгоценный свет. Зиусудра простерся перед ним и принес ему жертвы.

Все злые бури, злые ураганы вместе сошлись,
Потоп хозяйства сметал.
После того как семь дней, семь ночей
Потоп Страну разметал,

А злой ветер водою высокой колотил по огромному судну, —
Уту вышел, освятил Небо и Землю.
Зиусудра в барке щель проделал,
И Уту всеми лучами в барку вступил.

Зиусудра-царь
Перед Уту, землю целуя, предстал.
Царь быков заколол, много зарезал овец...

После нового пробела в последнем отрывке описывается обожествление Зиусудры. Простершись перед Аном и Энлилем, он получает «жизнь, подобно богу», вечное дыхание, а затем его переносят в Дильмун — «место, где восходит солнце»:

Когда Ан и Энлиль вызвали «дыхание небес, дыхание земли», когда по их приказу прекратились сокрушительные ливни «и растения, выйдя из земли, поднялись»,

Зиусудра, царь,
Простерся пред Аном и Энлилем.
Ан и Энлиль обласкали Зиусудру,
Дали ему жизнь, подобно богу,
Вечное дыхание, подобно богу, принесли для него свыше.
Потом Зиусудру, царя,
Спасителя имени всех растений и семени рода человеческого,
В страну перехода, в страну Дильмун, где восходит солнце, они поместили.

Здесь Зиусудра назван «спасителем семени человечества» и «имени животного мира». Вероятно, в разбитой части текста он взял в ковчег своих родственников и множество животных. Боги подводят Зиусудру к женщине (то ли к его жене, то ли к некой женщине, которую сами дают ему для продолжения рода) и поселяют в стране Дильмун — в краю, где восходит Солнце. На этом текст обрывается. Остальная часть таблички, разрушена. Поэтому о дальнейшей судьбе Зиусудры в обители бессмертия мы можем строить только предположения.

Этот миф просуществовал тысячелетия. К шумерскому первоисточнику восходят аккадский и вавилонский миф о потопе и многие другие. Миф о потопе, возникший у шумеров и впервые ими записанный, вошел в мифологию и религию многих народов. Через посредство Библии он стала достоянием всех монотеистических религий, где фигурирует в качестве одного из основных сюжетов.

Читая в Библии о том, как бог, разгневанный прегрешениями людей, постановил: «…чрез семь дней Я наведу дождь на землю сорок дней и сорок ночей и сотру с лица земли всякое существо, которое Я создал» следует помнить, что библейский рассказ о потопе — не оригинальная легенда. Она уходит корнями в III тысячелетие к шумерскому мифу Потопе. Потоп отделяет доисторическое время мифа от исторического времени. После потопа, царственная власть, дарованная сверху, начинает переходить из города в город, и причина ее перехода неизвестна. Возможно, причина в неких артефактах «Божественные Ме», собранных в Неппуре. Но допотопное время, связано с после потопным самим фактом жизни праведника Зиусудры, помещенного на остров Дильмун. Праведник хранит основы традиции, на основании которой только и может осуществляться царская власть. Сколько бы царственность ни ходила по городам, все равно есть нечто вечное и неизменное, связующее времена и пространства. И это вечное олицетворяет спасшийся от потопа и вечно живой праведник Зиусудра.

Потоп, описанный в мифологии народов на всех континентах, произошел в разное время для каждого региона в отдельности в период от 3300 до 1500 гада до н.э. А вот Всемирный Потоп произошел по данным археологии в период с XIII по IX тысячелетие до нашей эры, это совпадает с последним этапом последнего ледникового периода. До сих пор не известна причина глобального потепления, вероятнее всего это падение астероида, из-за чего произошло мгновенное таяние льда, которое привело к всемирному потопу, а затем резкое похолодание. Характер ископаемых останков растительного и животного происхождения, особенно условий, в которых они найдены, свидетельствует о том, что это результат действия гигантского цунами, которая преодолела горы от 1,5 до 3 километров высотой. В вечной мерзлоте Аляски и Сибири можно встретить свидетельства глобальной катастрофы, где хищники и травоядные (мамонты, шерстистые носороги, бизоны, олени, волки, медведи, тигры), были разорваны на части свалены в одну кучу, вместе с деревьями (вывернутых с корнями), все это покрыто зернистым плавуном, и замерзло намертво. Катаклизм такого масштаба повлек за собой резкую смену климатических условий на всей Земле, из-за чего в последующие 4 000 лет произошло вымирание более 70 видов крупных млекопитающих животных. Нужно отметить, что за предыдущие 300 000 лет вымерло порядком 40 видов животных. Навряд ли что шумеры описывали этот потоп, но в генетической памяти человечества (на уровне страха, ужаса) он останется навсегда. Скорее всего, шумеры описывали Месопотамский потоп произошедший в конце IV тысячелетия до н.э.

Созданная шумерскими мыслителями и богословами система представлений о вселенной, о проблемах земной жизни, о взаимоотношениях между богами и людьми оказалась настолько убедительной, что её восприняли народы, жившие в одно время с шумерами, по соседству с ними; более того, эти взгляды оказали решающее воздействие на религии, сложившиеся в более поздние эпохи. Представления шумеров о возникновении мира, о появлении человека, как и множество мифологических сюжетов, переработанных в соответствии с новыми философско-этическими концепциями, нашли отражение в Библии и дожили до наших дней.

На основании вышеизложенных сказаний мы видим сходство текстов мифологии Шумер, с мифологией: Аккада, Вавилона, древней Греции и Библейским писанием.