Глава 5. Майя. Часть 4. Ушмаль 2

Ушмаль.


Ушмаль реконструкция.

Карта маршрута.

Южные Врата "Женского Монастыря" вид со стороны "Стадиона".


В низу "Стадион", перед ним "Дом Черепах, левее "Дворец Правителей", с права от дворца "Главная" пирамида, справа от пирамиды "Голубятня".

Пройдя через "Стадион", оказываемся перед огромной искусственно возведённой, земляной платформой, примерно 190 м. в длину, 170 м. в ширину и от 7 до 14 метров в высоту. На этой платформе расположены "Дом Черепах" и "Дворец Правителей", справа от "Дворца Правителей" расположена "Главная" пирамида, за ней "Южный Храм", правее "Главной" пирамиды – "Голубятня".

"Поле для игры в мяч" - "Стадион".

Название этого объекта - "Поля для игры в мяч" или "Стадион", употребляемые в современной литературе, достаточно условны, поскольку эти сооружения, как и сама игра, имели не спортивный, а церемониальный, культовый характер.

Кольцо (ворота) на восточной стене Стадиона.

Дом "Черепах" и "Дворец Правителей".

Вид с платформы "Дома Черепах".

Вид с платформы "Дома Черепах".

"Дом Черепах".

Это строение получило свое название из-за орнамента, выполненного в виде ползущих черепах по верхнему карнизу здания.


Черепахи, ползущие по карнизу.

Восточнее "Дома Черепах", на шести метровой искусственной платформе, расположен "Дворец Правителей".

"Дворец Правителей".

Дворец был построен, по мнению ученых, в начале X века и является одной из последних крупных построек в Ушмале. Размеры дворца: длина — 98 м, ширина — 12 м, высота — 8 м. Здесь обитал правитель Ушмаля, носивший титул "Халач-Виника", что означает на языке майя "Великий Человек".

Перед "Дворцом Правителей" расположен алтарь в виде фаллоса и "Трон Двуглавого Ягуара".

"Царский Фаллос" и трон "Двуглавого Ягуара", далее расположена Восточная группа и "Дома Старухи".

Вернее то, что осталось от фаллоса, вообще, фаллосов установленных в Ушмале было множество, но в связи с приездом в Ушмаль дамы знатного происхождения, все фаллосы сняли, а те, что не смогли, разбили. Одним словом, вандалы.

Фаллосы Ушмаля собранные вместе. Руины храма "Фаллоса".

Сегодня хранители музея собрали все, что осталось от фаллосов, и хранят их отдельно, называя это место, в шутку, "Храм Фаллоса". Настоящий храм "Фаллоса" находится на стадии реставрации.

Восточная группа и "Дом Старухи". "Дом Старухи".

"Дворец Правителей".

На площадке перед дворцом расположен небольшой каменный постамент, на котором находится стилистическая скульптура двухголового ягуара. Считается, что это своеобразный трон. Сразу за троном расположен "Царский Фаллос", символ могущества.

"Дворец Правителей", на переднем плане "Трон двуглавого Ягуара".


Алтарь названный "Царский Фаллос".


С восточной стороны к "Дворцу Правителей" ведёт парадная лестница шириной 40 метров.

К центральному зданию дворца примыкают два боковых крыла, которые отделены от главного помещения двумя ступенчатыми сводами, это одни из самых высоких сводов какие только существуют в майянских городах.

Южный ступенчатый свод дворца.


Центральная часть фриза дворца.

Верхняя часть фасада этого здания представляет собой широкий фриз, покрытый великолепной мозаикой из тщательно обработанных и закреплённых на каменной кладке плиток. Каменная мозаика "Дворца Правителей" занимает 700 кв. метров и составлена более чем из 20 000 каменных плиток.

Северный ступенчатый свод дворца.

"Дворец Правителей".


Парадная лестница.

"Дворец Правителей".

"Дом Черепах".

Западная сторона "Дворца Правителей".

Пройдя по платформе с западной стороны "Дворца Правителей" выйдем к "Главной" пирамиде.


"Главная" пирамида.


На вершине, "Главной" пирамиды расположен храм "Солнца".


Вид на Ушмаль с "Главной" пирамиды, справа террасы "Дворца Правителей".

Храм "Солнца".

Храм "Солнца" украшен масками бога Чака, и плиточной мозаикой и изображениями попугаев.

Плитка с изображением "Огненного" попугая, у майя попугай, ассоциируются с огнем – Солнцем.


Солнечные Печати. Маска бога Ицамна.


Маска Чаака выполнена в виде ступенек.


Вид с "Главной" пирамиды на руины "Южной" пирамиды.

"Южная" пирамида завершает данный комплекс зданий с южной стороны. Когда то, к храму на вершине "Южной" пирамиды вела длинная лестница, это было величественное сооружение, как и все строения в Ушмале, сейчас это земляной холм с руинами на его вершине.


"Главная" пирамида, с западной стороны от неё находится так называемая "Голубятня".

Вид с "Главной" пирамиды на "Голубятню".

От "Главной" пирамиды идём к "Голубятне".

"Голубятня" или дом "Голубей", парадный вход.

Вход.

Название "Голубятня" дали испанцы из-за зубчатой крыши на самом деле никто не знает, что здесь было, но есть предположения, что здесь располагался дворец и царский сад.


С внутренней стороны "Голубятни" мы можем видеть развалины когда-то великолепного здания. Если пройти по тропинке дальше на юг, то она вас приведёт к "Южной" пирамиде.

Внутренний двор дворца.

Врата дворца.

"Голубятня".

Руины возле "Голубятни".

"Круглая" пирамида.

"Кладбище".

Ограда "Кладбища".

Слева "Дом Черепах", прямо "Стадион" и "Женский Монастырь", справа пирамида "Волшебника".

От «Стадиона» к «Дому Игуаны».


"Дом Игуаны", первые исследователи обнаружили на развалинах этого строения множество игуан, отсюда и название.

Дом "Игуаны" находится южнее, "Площади Птиц". Он состоит из одного длинного портика, поддерживаемого одиннадцатью колоннами и ориентированного на запад. Эта постройка была полностью разрушенной, реставраторы сложили сооружение заново. Поэтому об украшении фасада и других особенностях конструкции нельзя сказать ничего определённого.


Дом "Игуаны".

Пирамида "Волшебника" в низу видны остатки храма I.

Сильванус Морли - археолог, майянист, главной заслугой Морли являются раскопки майянского города Чичен-Ица. Вот его оценка о цивилизации майя.

"Первые пять ступеней, через которые, по общему признанию, проходит человек на своем длинном и трудном пути от дикости к цивилизации, заключаются в следующем: овладение огнем, изобретение земледелия, приручение животных, создание металлических орудий и открытие колеса. Последовательность этих ступеней не всегда одинакова в разных частях света, хотя овладение огнем, бесспорно, является повсюду первым шагом, а изобретение земледелия во многих местах — вторым. Порядок прохождения остальных трех ступеней различен. Как соотносится развитие культуры майя с этими пятью основными ступенями человеческого прогресса? Само собой разумеется, майя владели огнем, научившись добывать его с глубокой древности. Мы уже знаем, что, несмотря на сравнительно неблагоприятные условия природной среды, они создали эффективную систему земледелия, приручили дикого индюка и держали близ своих домов в специальных хижинах с тростниковыми крышами рои не имевших жала пчел. Но зато они не имели тягловых животных, которые в такой огромной мере облегчили человеку жизнь в Старом Свете. На всей территории Америки в доколумбову эпоху можно встретить лишь два случая применения тягловых животных: древние перуанцы использовали в качестве вьючного животного ламу, а эскимосы заставили своих собак таскать сани.

Пирамида "Волшебника".

Вся громадная программа архитектурного строительства древних майя выполнена без помощи тягловых животных, исключительно руками человека. У майя не было орудий из металла. В Древнем царстве металл вообще неизвестен, а в Новом царстве (теперь этот период называют «мексиканским») золото, медь и их сплавы употреблялись только для производства украшений и предметов культа (кольца, бусы, подвески, серьги, колокольчики, чаши, блюда, пластинки и т. д.). Древние майя не знали и колеса. У них отсутствовали колесные повозки... а большинство специалистов в области древнеамерикаяской керамики считают, что гончарный круг также здесь неизвестен. Иными словами, майя были знакомы и использовали в повседневной практике только первые два достижения из пяти, составляющих ступени на пути к цивилизации. В то же время древние египтяне, халдеи, вавилоняне, ассирийцы, персы, китайцы, финикийцы, этруски, греки и римляне обладали всеми пятью достижениями цивилизации. Кхмеры Камбоджи и строители огромных, высеченных в скалах храмов на острове Ява оказались, кроме майя, единственными народами, которые очень рано создали высокие цивилизации во влажных тропиках. Но и они использовали в своей повседневной практике эти пять главных достижений человеческого прогресса. Для того чтобы найти в Старом Свете аналогию уровню культурного развития майя, нам необходимо отправиться в глубь истории человечества — к началу неолитической эпохи, в век шлифованных каменных орудий, когда человеческие знания и техника были одинаково бедны. На этом примитивном уровне развития и только на нем можно сравнивать цивилизацию майя с древними цивилизациями Старого Света. И если сделать подобное сравнение, то окажется, что, начав с такой же ступени развития, ни один народ Старого Света не смог достичь тех высот, каких достигли древние майя в Центральной Америке". Сильванус Морли.

Пирамида "Волшебника".

Две ступени цивилизации из пяти, постигли Майя. Как они смогли достичь таких высот? Карлик помог? Интересно каких бы высот достигли Майя, познай они все пять ступеней цивилизации.

В конце XII века над Ушмалем нависла угроза завоевания, тройственный союз «Майяпанская лига» распался, в него входили города: Ушмаль, Майяпан и Чичен-Ица. Междоусобные войны захлестнули регион, Майяпан и Чичен-Ица пошли войной на Ушмаль. Ушмаль пал, народ покинул город, через время люди вернулись в город и участвовали в битвах против Чичен-Ицы и против Майяпана, но былая слава и величие уже больше ни когда не вернулись в эти места.


Британская королева Елизавета II посетила Ушмаль 27 февраля 1975 года в её честь организовали шоу "Звука и света". В момент когда звучала, записанная на магнитофон, молитва богу дождя Чааку, разразился ливень и это было настоящее чудо так как торжественное мероприятие проводили посреди сухого сезона.