Глава 5. Майя. Часть 5. Чичен-Ица 2

Чичен-Ица.

Пирамида "Кукулькана" (майя), "Кецалькоатля" (тольтеки) - "Пернатого Змея". По испанский "Эль-Кастильо" - Замок.

Это удивительное творение представляет собой девяти ступенчатую пирамиду, высотой 24 метра (восьми этажное здание), в основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 м. Стороны пирамиды чётко ориентированы по сторонам света. По её сторонам поднимаются четыре широких лестницы, каждая из которых имеет 91 ступень. Северная лестница, внизу по краям, оканчивается змеиными головами, символизирующие Кукулькана.

Фредерик Катервуд (1844) Храм «Кукулькана».

Вот как описывал эту пирамиду Диего де Ланда, назвавший её "главным зданием" города. "В верхнюю часть этого здания ведут 4 лестницы с 4 сторон света, шириной в 33 фута, по 91 ступеньке, и взбираться по ним опасно... Когда я видел это здание, там по обе стороны от основания лестницы, на расстоянии фута, были искусно сделанные скульптурные изображения змеиных голов со свирепо раскрытыми пастями".

Голова Кукулькана.

Пирамида "Кукулькана" - "Кецалькоатля".

Если число ступеней лестницы умножить на количество лестниц, а платформу на которой стоит храм, как ещё одну ступеньку, то получаем 91x4+1=365 - число дней в году. Это совпадение дало ученым основание сделать заключение, что в основу пирамиды был положен принцип календаря, да и сама пирамида, возможно, имела какое-то астрономическое значение.

Солнечные лучи, скользящие по граням пирамиды, создают иллюзию ползущего Змея.

Примечателен тот факт, что в день весеннего и осеннего равноденствия, солнце движется таким образом, что тень от граней пирамиды движется по стенке лестницы, это эффект создаёт иллюзию ползущего змея. Этот феномен, наблюдается два раза в год и длится 3 часа 22 минуты, оповещает о приходе Весны или Осени. Тем, кому довелось наблюдать это явление, кажется, что призрачный Змей ожил и начинал двигаться. Можно только предполагать, какое впечатление производила эта иллюзия на жителей Чичен-Ицы.

Пирамида "Кукулькана".

Вследствие археологических раскопок выяснилось, что пирамида "Кукулькана" была построена поверх более древней пирамиды, возможно, таким образом, происходило самоутверждение майя над предшественниками.

Помещения под пирамидой "Кукулькана". Во внутрь этой пирамиды можно попасть по туннелю, который проделали археологи. Тоннель приведет вас в две довольно маленькие комнаты, лежащие друг за другом.

Алтарь – «Чак-Мооль». Трон – «Красный Ягуар».

В первой была обнаружена скульптура-трон Чак-Мооля – досл. "большой красный ягуар (пума)". Во второй комнате найдена скульптура ягуара, видимо, служившее троном. Ягуар, высечен из монолитного блока известняка, похож на скульптуру из «Нижнего храма Ягуара». Изваяние окрашено в ярко-красный цвет, краска отлично сохранилась. Глаза и пятна на шкуре животного инкрустированы зеленым нефритом, зубы и клыки из перламутра.

Между 1873-1875 годами, француз, Огюст ле Плонжон, начал первые археологические раскопки в Чичен-Ица он раскопал одну из статуй. Ле-Плонжон назвал её "Чаак-Мол", что он переводил с языка майя как "Громовая Лапа". Ле-Плонжон заявил, что на статуе был изображён бывший правитель Чичен-Ица. Спонсор Ле-Плонжона Стивен Солсбери опубликовал данные об его открытии, но изменил написание на "Чак-Мооль»" - "Большой Красный Ягуар". Однако, как называлась эта статуя раньше никто не знает.

Пирамида "Кукулькана".

На вершине пирамиды находится храм «Кукулькана».

Храм «Кукулькана».

Пирамида «Кукулькана».

В 1007 г. жители трех городов образуют "Майяпанскую лигу" Чичен-Ица, Ушмаль, Майяпан. Главенствующее положение в ней сразу заняла столица тольтеков Чичен-Ица, требовавшая от всех соседних поселений подношений, в том числе человеческих жертв, для своего Священного сенота. По мере роста могущества правители Чичен-Ицы требовали от соседей все новых даней и поборов, это стало вызывать все больше недовольство правителей других городов-государств.

От пирамиды «Кукулькана» к платформе "Венеры" и к "Священному Сеноту".


С северо-восточной стороны пирамиды «Кукулькана» расположен храма "Венеры".

Платформа-храм "Венеры".

Платформа "Венеры" находится к северу от пирамиды "Кукулькана" прямо у начала "Священной Дороги" к "Священному Сеноту". Она получила свое название в честь планеты Венеры, которой поклонялись тольтеки.

Платформа «Венеры».

Видимо отсюда начинался ритуал жертвоприношений, данный ритуал был связан с приходом муссонных дождей. Чаак, могучий властитель хранящий воду на небесах в глиняных кувшинах, и каждый раскат грома означает, что Чаак разбил кувшин и выпустил дождь. На благо всего живого он изливает с небес воду, которую потом хранит в пещерах - сенотах. Ученым давно известно, что, по представлениям майя, пещеры и сеноты являли собой врата, ведущие в потусторонний мир – царство Чаака, бога дождя. За накопление влаги в подземных реках отвечает ипостась Чаака – Юм Чаак.

Каждое божество обитает в отдельном «параллельном» мире, из которых слагается космос. Помимо земного царства есть еще 13 небесных и 9 подземных миров, населенных десятками богов, которые то благоволят людям, то обрушивают на них свой гнев. Все вместе они наполняли жизнь древних майя грезами, видениями и страхами. Это они задавали годовой цикл сельскохозяйственных работ, ритуалов, да и вообще весь существующий порядок вещей. Когда Чаак не показывается слишком долго, на индейцев Юкатана обрушивается масса бед и несчастий.

В полной мере их невзгоды можно осознать, лишь ступив ногой на эту твердокаменную землю, Юкатан – огромный выступ скалы из известняка, который жадно забирает малейшие капли влаги.

Платформа «Венеры».

От платформы "Венеры" дорога ведёт к "Священному Сеноту".

На расстоянии трех полетов стрелы от пирамиды "Кукулькана" располагался "Священный Сент" - "Колодец Смерти", к нему ведёт прямая, выложенная из камней, дорога шириной 10 м. и длиной около 300 м. в котором жил Юм-Чаак - бог влаги. Диаметр сенота около 60 м. Его общая глубина - около 50 м., вода в настоящее время находится примерно на 20 м. ниже края колодца. Сеноты – естественные провалы, образованные от обрушения сводов известняковых пещер, в которых протекают подземные воды. Майя считали сеноты священными, так как рек на поверхности, в этой части Юкатана, не было. Любая вода здесь считалась падарком бога Чаака. И вот представьте, что на ваших глазах в один момент, земля вдруг с грохотом проваливается, образовавшийся провал похож на огромный колодец, внизу которого плещется дарованная богом вода. Отвесные белые стены колодца, среди пышной зелени джунглей, напоминают зубы бога Юм-Чаака, который открыв рот, требует жертв. Если не принести жертву то бог будет гневаться и не пошлет дождь, а без дождя все на земле погибнет: деревья, птицы, звери и сами люди; останется только сухая земля и бездонное черное небо. Чтобы бог Юм-Чаак проявил милость, ему нужны воины и самые красивые девушки, которых он ждет на дне Священного Колодца. После того как жертвы буду сброшены, а тела погибших выловлены и захоронены, ритуал считался завершенным, но тот кто выживет после падения будет считаться посланником бога Юм-Чаака.

«Священная Дорога» к «Священному Сеноту».

Вот как этот обряд описывает Диего-Де-Ланда, ставший впоследствии вторым епископом Юкатана.

«Вокруг тела каждой жертвы наматывался длинный шнур и в момент, когда дым переставал подниматься с алтаря, всех бросали в бездну. Толпа, которая собиралась с каждой части страны, чтобы увидеть жертвоприношение сразу же отходила от края ямы и продолжала молиться без остановки некоторое время. Затем тела извлекались и погребались в соседней штольне».

Интересна история "Майяпанской революции" под предводительством Хунак Кееля впоследствии ставшим правителем Майяпана, именно Хунак Кеель сделал Майяпан центром своего огромного царства, в которое, в конце концов, вошел весь Юкатан.

"Колодец Смерти".

Из сообщений о возвышении Хунак Кееля (главным образом из книг Чилам Балам) можно заключить, что он был очень обеспокоен той покорностью, с какой все провинции Юкатана подчинились деспотичной власти правителей Чичен-Ицы. И вот однажды, во время процессии, Хунак Кееля (он тогда еще не был вождем, а был сановником в составе делегации от Майяпана) захлестнули эмоции гнева, бессилия и безысходнлсти. Безысходности хоть что-то изменить, ведь в числе жертв были и его соплеменники, возможно, среди них были те кто был ему особо дорог. Избранных для принесения в жертву связали вереницей и вели как скот на бойню. Кровь закипала в жилах Хунак Кееля, от одной только мысли, что он видит их в последний раз. И он молил Юм-Чаака, чтобы свершилось чудо. Процессия торжественно прошла по узкому коридору, проложенному сквозь толпу зрителей, и вступила на площадь перед "Священным Сенотом".

"Колодец Смерти", справа храм за ним жертвенная платформа.

Все участники церемонии выстроились вдоль платформы храма у края колодца. Вокруг колодца и поодаль от него, под сенью развевающихся знамен и священных эмблем, колыхалось море крестьянских лиц. Пленников подвели к краю колодца, они стояли неподвижно, окаменев от ужаса. Над ними совершили обряд «помазания», надели на них драгоценные украшения из золота и нефрита. Затем одного за другим выводили на платформу и сбрасывали вниз, в зеленые воды «Священного Сенота».

Храм и жертвенная платформа у "Колодца Смерти".

Зрители напряженно ждали на краю бездонного колодца, не уцелел ли кто-нибудь из числа принесенных в жертву, дабы передать людям послание богов. Но, к сожалению Хунак Кееля, ни кто не всплыл живым, некому было рассказать о гневе бога Юм-Чаака на правителей Чичен-Ицы. Церемония подходила к своему концу, возможно именно в этот момент, от понимания своего бессилия, что-то изменить, в глубине души Хунак Кееля вскипела волна гнева и бесстрашия, он мгновенно принял решение. Самому поговорить с богом Юм-Чааком. Выскочив из группы сановников, он взбежал на платформу храма и на глазах изумленной толпы бросился в колодец.

"Колодец Смерти".

Через несколько секунд изумрудные воды колодца вспенились, и на поверхности воды появился Хунак Кеель. Он громко объявил, что разговаривал с богом и по воле бога Чаака, он – Хунак Кеель – назначается правителем майя. Отвага Хунака и его заявление покорили всех присутствующих. Раздались крики в поддержку молодого вождя. Его вытащили из колодца и объявили правителем, это был поистине исторический момент – впервые в истории Майя один человек захватил в свои руки бразды правления над целой империей, в считанные минуты, без единого выстрела.

Хунак Кеель уезжает в Майяпан, так как он был родом откуда, и делает его столицей.

Майяпан: слева обсерватория, справа пирамида Кукулькана.

Бывшие правители и жречество Чичен-Ицы, были не согластны с таким решением, у них из род носа уносили лакомый кусок пирога, в виде налогов и жертвенных подношений. Останься Хунак Кеель правителем в Чичен Ице, было бы совсем другое дело - столица на месте, жречество на "коне" и пирог на столе. Но Хунак Кеель решил по другому, он ненавидил правителей Чичен-Ицы и нанес удар по самому больному месту, по самолюбию правителей, отобрал у них право быть главенствующими особами в государстве, то есть он лишил их власти перенеся столицу в Майяпан. Естественно жречесьво и отцы города Чичен-Ицы начали строить козни, плести заговоры, сеять смуту, отстаивая право Чичен-Ицы остаться столицей, мотивируя это тем, что здесь находится главная святыня майя - "Священный Сент" бога Юм-Чаака.

Противостояние накалилось до предела, с одной стороны посланник бога - Хунак Кеель и массы простых людей поддерживающие его, с другой стороны - жречество Чичен-Ицы и бюракратический аппарат оставшийся не у дел.

Майяпан, вид с пирамиды Кукулькана.

В 1178 г. в Майяпане, Ушмале и Ицмале вспыхнуло восстание под руководством Хунак Кееля, Чичен-Ица была разгромлена объединенным войском трех соседних городов-государств. В результате чего Майяпан занял в регионе лидерские позиции, а его правитель сам превратился в диктатора. Но и Майяпану была отведена не долгая судьба быть столицей, к концу XIV века Майяпан пришел в упадок и город обезлюдел.

Чичен-Лица.

Возвращаясь от "Колодца Смерти" возле платформы "Венеры" выходим на «Главную» площадь.

Храм «Кукулькана».

С левой стороны пирамиды Кукулькана, в восточной части площади, расположен храм "Воинов", второй по значимости архитектурный ансамбль в Чичен-Ице.

"Главная" площадь Чичен-Ицы.

Комплекс храма "Воинов" на "Главной" площади.

Считается, что эта платформа построена по плану, который использовался при строительстве пирамиды "В" в Туле.

Тула – столица тольтеков.

Пяти ступенчатая пирамида «В» в Туле

Четырех ступенчатая пирамида в Чичен-Ице, ее основание 40 х 40 метров в высоту 11 метров, на вершине расположен храм «Воинов».

Перед пирамидой храма «Воинов» находится площадка с четырьмя рядами колонн. На большинстве этих колонн изображены тольтекские воины, собственно, поэтому храм "Воинов" так и называют.

Храм «Скрижалей».

Храм «Скрижалей».

Комплекс храма «Воинов».

Северная часть Центральной колоннады пирамиды «Воинов».

Пирамида «Воинов» и «Центральная» колоннада.

С западной стороны пирамиды перед лестницей расположены шестьдесят прямоугольных столбов – «Центральная» колоннада – состоящие из отдельных частей кубической формы, высотой в 2,6 метров они украшены рельефами со всех че­тырех сторон. Прибавьте еще двадцать столбов внутри храма, которые также покрыты рельефами, прибавите еще фризы на уступах пирамиды, круглую скульптуру на лестнице, рельефы на внеш­них и росписи на внутренних стенах храма. Не один из рельефов не повторяется, каким же художественным воображением и та­лантом обладал архитектор, замысливший это здание. И какое число искусных масте­ров требовалось, чтобы привести этот за­мысел в исполнение. Создание храма «Вои­нов", несомненно, было наивысшим дости­жением тольтекской архитектуры в Чичен-Ице. Ни в какое другое здание этого города не вкладывалось столько умения и мастерства.

Северный фриз пирамиды «Воинов».

Храм «Воинов».

Храм «Воинов».

В прошлом колонны Центральной колоннады поддерживали крышу, сегодня от крыши над Центральной колоннадой и над храмом "Воинов" не осталось и следа. Некоторые исследователи утверждают, что здесь был рынок, возможно во времена конкисты испанцы и устроили здесь рынок, что касается майя и тольтеков, то навряд ли чтобы они допустили такое кощунство.

Храм «Воинов».

Лестница, ведущая к храму «Воинов», разделенная двумя рядами колон-опор.

Лестница, поднимается к храму «Воинов» на верхушку пирамиды, в верхнем ее конце, по краям, на пратформах, в виде змеиных голов, помещены статуи стоящих мужских фигур - "Знаменосцев". В руках этих фигур есть отверстия, куда вставлялись знамена.

Северный фасад храма «Воинов» украшен масками бога Чаака и барельефом «Человека-птицы».

Алтарь Чак-Мооля, перед в святилище храмом «Воинов».

Фигура находится в лежачем положении с головой повернутой на 90 градусов налево, ноги в коленях согнуты, грудная клетка приподнята. Чак-Мооль лежит на спине, в руках у него поднос, либо чаша, но иногда встречаются статуи без чаш, однако всегда поверхность над животом плоская, чтобы на неё можно было положить подношения. Это блюдо могло использоваться как алтарь для жертвоприношений.

Вход в святилище храма «Воинов» оберегают два Кукулькана.

За статуей Чак-Мооля возвышаются два змея, символизирующих Кукулькана, выполненных в виде колонн они стерегут вход в святилище, подняв хвост "погремушку" они предупреждают входящих в храм об опасностях в потустороннем мире – мире духов.

Платформа в восточной части храма «Воинов», её опоры выполнены в виде воинов-атлантов.

Из настенной росписи в храме "Воинов" можно узнать, как тольтеки захватили власть в стране, вначале они выиграли морскую битву у майя, а потом победили их в сражении на суше в каком-то городе (возможно, именно в Чичен-Ице). Одержав победу, тольтеки поработили своих противников, а их лидеров принесли в жертву богу Солнца.

Настенная роспись святилища храма "Воинов".

На первой росписи мы видим, как тольтекские разведчики проводят разведку вдоль берега Юкатана, где майя – жители Юкатана, ведут повседневный образ жизни. На второй росписи, захват Юкатана тольтеками, битва, пленение воинов и мирных жителей майя. Я уже говорил о пиктографии майя, строили они как боги, а роспись примитивная, такая роспись свойственна народам на ранней стадии формирования культуры.

Египет, настенная роспись гробницы № 100 в Нехен (Иераконполь) датируется 3500-3400г. до н.э.

В Египте письменность развивалась параллельно с архитектурой, почему у майя она осталась архаичной?

Вид на «Главную» площадь.

Платформа перед храмом «Воинов».

Барельеф «Человека-птицы» и маски бога Чаака собирающего воду, на южном фасаде святилища храма «Воинов».

Прямоугольный барельеф на стене святилища храма «Воинов», напоминает тетерева в момент брачного танца. Хвост птицы поднят к верху, крылья выпущены вперед, лапы широко расставлены, голова вытянута вперед, только вместо головы птицы голова змеи, а из нее выглядывает голова человека.

Раскопки возле пирамиды.

Недавние раскопки археологов с восточной стороны пирамиды «Кукулькана» выявили новые строения находящиеся ниже уровня «Главной» площади, для чего они были предназначены пока не известно.

Раскопки возле пирамиды.

Посмотрите, какими ровными слоями вымощена «Главная» площадь, как будто торт разрезали. Под насыпью явно просматриваются строения более раннего периода. Учёные вытесняют насколько эти строения старше пирамиды.

Храм "Воинов".

Храм «Воинов».

Южный фриз пирамиды «Воинов».

Тоннели и помещения внутри пирамиды храма «Воинов».

Южная часть Центральной колоннады пирамиды «Воинов».

Часть Центральной колоннады, далее на юг от храма уходит Южная колоннада.

Восточная группа "Тысячи Колонн".

Восточная группа "Тысячи колон" начинается у южной стены храма "Воинов", она проходит вдоль всей стены храма и тянется на восток, ее длина составляла где то 125 метров. В этой колоннаде было пять рядов по 72 колонны в каждом ряду, всего 360 колонн, это число могло соответствовать 1 туну – 360 дней. Сейчас длина Северной колоннады около 96 метров она насчитывает 156 колонн.

Южная колоннада.

Южная колоннада, начинается от южной части Центральной колоннады храма «Воинов», она имеет такую же длину как и Восточная, но в ней по четыре ряда колонн по 72 колонны в каждом ряду всего 288 колонн. В этом случае каждый ряд мог обозначать 1 катун – 7200 дней.

Южная колоннада.

Южная колоннада.

Там где была площадь "Тысячи Колонн", сейчас буйная растительность.


Чичен-Ица.

"Рынок", почему рынок непонятно, да и вообще здесь все названия испанские, видимо кому-то данное строение напомнило рыночную площадь. Сразу за рынком находится отель Майялэнд.

«Караколь».

Центральный комплекс Чичен Ица.

«Стадион» - храм "Ягуара".


"Стадион" - Vip трибуна "Кукулькана" вождя. Каким же грандиозным был этот город, во времена былого величая.

Пирамида и храм «Воинов».

Если вы, считаете, что религия индейцев Мезоамерики была кровавой! Тогда вы, ее должны с чем-то сравнить. Индуизм, Иудаизм, Христианство, Ислам – приверженцы этих религий в разное время приносили в честь бога человеческие жертвоприношения, только мы назвали их по-другому – казни. Достаточно вспомнить Святую Инквизицию. Что же до междоусобиц то тут достаточно взглянуть на собственную историю.

Пирамида и храм "Кукулькана".

Как эти "примитивные" народы, не применявшие колесо, не имея гужевого транспорта, не знавшие железа, создали такую цивилизацию, архитектурные "осколки" которой до сих пор поражают нас своим великолепием. И все же, остается открытым вопрос, какая экономика была у них? если они позволяли себе воплощать в жизнь столь масштабные проекты. Пища и вода являлась и является главным ресурсом человечества, а еда и вода была в данном регионе дефицитом. Где архитектурная документация? опять нет. Трудно представить, чтобы кучка людей руководила таким грандиозным проектом, при этом, не вела записей и расчетов.

Когда в Мексику вторглись испанцы, они нашли город пустым. Согласно испанским источникам, на момент обнаружения Чичен-Ицы, в самом городе и вокруг него располагались компактные поселения майя, а руины города для индейцев являлись святыней и были местом паломничества.