Глава 6. Инки. Часть 4. Ольянтайтамбо 1

Ольянтайтамбо.

На северо-западе в 70 километрах от Куско, у подножья горы Серро-Бандолиста в устье реки Патаканча (притока реки Урубамба), на высоте 2790 метров над уровнем моря расположен древний город инков Ольянтайтамбо.

Священная Долина Инков в окрестностях Ольянтайтамбо.

На южном склоне отрога (отрог тянется с юга на север) горы Серро-Бандолиста расположился ритуально-религиозный центр и террасы Пачакути.

Вид на Ольянтайтамбо, с «Южной» крепости. Полоса деревьев – русло реки Патаканча.

Жилые кварталы протянулись вдоль южного берега реки Патаканча, на северном берегу были расположены дома знати, ритуально-религиозный центр и террасы Пачакути. Река Патаканча делит город на две части южную – основное поселение и северную – ритуальное поселение. Южная часть города сильно изменилась в результате поздних перестроек, там, где были дома инков сейчас Площадь Оружия, а на том месте, где была площадь инков, колонисты построили дома.

Аракхама – ритуальное поселение, напротив Священная скала - "Виракоча", у ее подножья Южная крепость.

На переднем плане, фрагмент террас Пачакути, далее руины религиозно-ритуальных построек, на южном берегу реки Патаканча, жилой район Ольятайтамбо. Вдали, за основным поселением, скала «Виракоча». На скале чуть выше домов "Южная" крепость, выше и левее «Южной» крепости, расположено «Зернохранилище».

Руины «Южной» крепости.

«Зернохранилище».

Ученые предполагают, что инки здесь хранили зерно, засыпая его через верхние окна, а выбирали через нижние окна. На такой высоте, благодаря ветрам и температуре зерно сохранялось естественным путем.

Кроме стратегического предназначения эта скала имела сакральное значение у инков.


«Индеец».

Если присмотреться, на левой стороне скалы ближе к вершине, можно разглядеть профиль «индейца». Кто это? Манко Капак, Пачакути, Ольянтай или же это древний предок? Навряд ли эта каменная голова индейца дело рук человека, но все же, как у них все подмечено и подчеркнуто, умели инки жить в гармонии с природой. Посмотрите левее Зернохранилища, там виден светлый участок скалы внешним очертанием напоминающий голову бородатого человека. Это Виракоча - бог демиург.

Виракоча – Кон-Ти́кси-Вирако́ча – «Хранилище всех вещей» – Бог.

Массивная нижняя челюсть или борода, суровый взгляд, большой нос – как-то не похож он на "благородного" индейца. Судя по рисунку, на плечах Виракоча лежит подобие мешка на котором «Зернохранилище» в виде латки. Из под латки, на голову инкам, просыпаются дары Виракоча – Хлеб Небесный, «Манна Небесная». На голове Виракоча строение в виде короны, в верху на "мешке" расположена "Верхняя" крепость.

Виракоча – бог-демиург, обрушил на Землю Великий Потоп (Уну-Пачакути) который смыл великанов и людей, не угодивших ему. Затем Виракоча со своей женой Мама-Коча (Мать-Море) создали: сына Инти – Солнце, дочь Мама-Кильа – Луну и новых людей.

Гимн Виракоче – Богу (оригинальный текст, язык кечуа).

О Создатель, корень всего,
Виракоча, конец всего,
Повелитель в сияющей одежде,
Зарождающий жизнь и все приводящий в порядок,
Говоря: «Да будет мужчина! Да будет женщина!»
Создатель, творец,
Ты дал жизнь всем -
Храни их,
Пусть живут они в процветании и счастье,
В безопасности и мире.
Где ты?
Снаружи? Внутри?
Над этим миром в облаках?
Под этим миром в тенях?
Услышь меня!
Ответь мне!
Прими слова мои к сердцу!
Бесконечные века
Дай мне жить,
Сожми меня в руках,
Держи меня в ладонях,
Получи это подношение,
Где бы ты ни был, мой Повелитель,
Мой Виракоча.

Скала «Виракоча».

Была ли скала обработана специально или природа постаралась ни кто не знает, можно допустить, что это совпадение, но нужно признать, что это совпадение удачно подчеркнуто инками. «Красиво излагает, учитесь Киса».

Аракхама – церемониальный центр – «Храмовый Холм».

На «Храмовый Холм» ведет лестница, проложенная сквозь террасы Пачакути №1.

Об Ольянтайтамбо есть легенда, основанная на исторических событиях. На основании легенды написана драма в стихах «Апу-Ольянтай», в ней рассказывается о Великом Инки Пачакути его дочери Коси-Койльюр и талантливом полководце Ольянтайе.

Герой драмы Ольянтай – Великий Вождь, правитель Антисуйу (страны народа Анти), составной части Империи Инков Тауантинсуйу – талантливый полководец Вер­ховного Правителя Инков «Единственного Инки» Пачакути. Ольянтай прославился множеством побед, он любимец Великого Инки. Полководец влюблен в дочь правителя Коси Койльюр и она отвечает ему взаимностью, но они скрывают свою связь от Великого Инки отца Коси Койльюр. И вот перед очередным весенним военным походом Пачакути созвал Вождей Великих на совет. Видя, что Ольянтай чем-то печален, Великий Ин­ка, чтобы утешить своего военачальника, пред­лагает ему корону и трон. Ольян­тай открывается Пачакути и рассказывает о своей любви к его дочери Коси Койльюр. Узнав причину грусти Ольянтая, Пачакути взбешен «…Ты решил со мной сравняться?! Ты рожден на свет слугою!!!»: Ольянтай не был сыном Пачакути, это нарушение незыблемых принци­пов инкской иерархии, которые разрешают только кровно династические браки, поэтому корону он отдать мог, а вот дочь нет. В припадке гнева Пачакути оскорбляет вели­кого полководца Ольянтайя «…Прочь, безумное творенье!!!», Ольянтай прячется от гнева Великого Инки. Он пытается спасти возлюбленную и сбежать с ней, но после того как Ольянтай получает известие о том что с Коси Койльюр жестоко расправился отец, хотя точно он не знает что случилось с его возлюбленной «…Я не знаю, что же стало. С нежной горлицей моею. Ей петля сдавила шею? В когти коршуна попала?», не знал он и то, что Коси-Койльюр была беременна, не узнает о рождении дочки Има-Сумах. Ольянтай уходит из Куско в свое родовое владение Ольян-Тайтамбо и под­нимает восстание против правителя инков Пачакути, власть которого держится на жестком деспотизме. Это приводит к раско­лу империи Инков, страна Антисуйо выходит из ее состава. Пачакути – Великий Инка мстит не только Ольянтайю, но и своей до­чери, которая опозорила его. По его приказу, в темнице «Дома Невест» Коси Койльюр, приковывают цепями, за руки к разным стенкам камеры так она проведет долгие десять лет.

Действуя с поспешностью, Пачакути высылает против восставшего Ольянтайя войска. Войска возглавил его генерал Руми-Ньяви – Великий Вождь, правитель страны Ханансуйо, входящей в Империю Инков. Руми-Ньяви равен, по рангу, Ольянтайю. Недооценив Ольянтайя, Руми-Ньяви кидается без промедления в бой, но терпит сокрушительное поражение. В засадах, подготовленных Ольянтаем, гибнут тысячи хананских воинов, Руми-Ньяви бежит с позором оплакивая своих воинов «…Где теперь мои отряды!?... – Я один в живых остался!...». Интересно, сколько воинов Руми-Ньяви погибло, если Ольянтай в засады отправил 30 000 воинов. Закрепившись в высокогорной крепости Ольянтай-Тамбо, мятежный вассал оказывается недосягаем и непобедим. Десять лет Ольянтай правит страной Антисуйо: милосердно, строго, честно, с соблюденьем древних правил. Все десять лет стана процветала, Ольянтай так и не женился думая, что Коси-Койльюр погибла.

В то время их дочь, незаконно рожденная принцесса Има-Сумах жила как послушница (викунья) в «Доме Невест» и к своему десятилетию должна бала бы стать невестой бога Солнца «Инти». Через десять лет Пачакути Великий Вождь Инков умирает, так и не покорив мятежника Апу-Ольянтайя. Наследником престола становится младший сын Пачакути, Тупак-Юпанки.

На церемонии в честь нового Единственного Инки Пачакути Тупак-Юпанки главный жрец Вильях-Ума напоминает о стране Антисуйу. Призывая нового правителя проявить милосердие к Ольянтайю. Но новый Великий Инка Тупак-Юпанки в первую очередь хочет показать, что он сильный правитель и мятежа не допустит. Он отдает приказ Руми-Ньяви «…Чтоб мое возвысить имя. Должен ты беду поправить. А не то - не будешь править. Больше землями моими…». В этот раз, Руми-Ньяви прибегает к хитрости, претворившись жерт­вой, молодого правителя Инки Тупак-Юпанки, он приходик к Ольянтайю и просит убежища. Руми-Ньяви завое­вывает доверие Ольянтайя, а затем вероломно предает его. Пленного Ольянтайя привозят в столицу инков – го­род Куско и он предстает перед справедливым судом Великого Инки. Верховный жрец воспитывал Ольянтайя с детства, он просит Тупак-Юпанки не орошать поля кровью анти, а простить атнтиев и воссоединить империю. Руми-Ньяви настаивает чтобы всех казнили.

В это время Има-Сумах в подземелье «Дома Невест» находит свою мать Коси Койльюр и бежит к Великому Инки во дворец за справедливым судом.

Тупак-Юпанки видя, что мятеж подавлен, а мятежники глубоко раскаиваются, проявляет милосердие и как великодушный правитель прощает Ольянтайя, и назначает его своим заместителем, вторым после себя, дав титул «Инка-Ранти», Верховный жрец вручает Ольянтайю атрибуты власти. В этот момент Великому Инки докладывают, что в зал рвется девочка простолюдинка – Има-Сумах, она просит спасти мать. Тупак-Юпанки приказывает впустить и вместе с Ольянтай выслушал ее. После чего они поспешно идут за сиротой. Жуткое зрелище предстало перед ними, в темном подземелье «Дома Невест» в темнице была прикована женщина. Но когда они узнали, кто эта женщина и кто эта девочка, все чувства смешались в душе у Ольянтайя и Тупак-Юпанки. Это была родная сестра Великого Инки Тупак-Юпанки, и жена Ольянтайя Коси Койльюр, а маленькая девочка их дочь и принцесса Има-Сумах. Семья воссоединилась.

«…Да забудем все невзгоды!
Ольянтай! Ты вновь с семьею.
Пусть грядут к нам чередою
Свет и радостные годы!».

Пьеса «Апу-Ольянтай», в жанре унка (драматургия), не хуже произведений Шекспира, сюжет все тот же: любовь, дружба, предательство, верность, стремление к свободе и справедливости, только концовка у него счастливая как в сказках Пушкина.

«Храмовый Холм»: 1-Террасы Пачакути №1. 2-Храмовые террасы. 3-Поворот и дверь. 4-Храм «Десяти ниш». 5»Уставшие камни». 6-Блоки восточной стены храма «Солнца» и «Скамья». 7-Блоки с пазами. 8-Южный сектор, «Двойной Трон». 9-«Южный форт». 10-«Южные» террасы, ФБС. 11-Шесть мегалитов. 12-Восточная сена храма «Солнца». 13-Храм «Солнца». 14-«Дворец Ольянтая». 15-Северный сектор дома элиты.

Ольянтай-Тамбо – Ольянтай, значение этого слова неизвестно (дал ли город имя герою легенды или именем героя назвали город, мы не знаем), в легенде говорится, что Ольянтай вернулся в свое родовое имение Ольянтай-Тамбо. Тамбо (на языке кечуа) это станция, расположенная при дороге: почтовая, постоялый двор, склад, населенный пункт, все завесило от значимости пункта. Самый маленькие тамбо – почтовая станция - небольшой склад.

Официальная история говорит, что Ольянтайтамбо захватил и разрушил Великий Инка Пачакути, а затем заново отстроил город, наверное, поэтому террасы носят имя Пачакути. Когда был построен Ольянтайтамбо неизвестно, большинство зданий в основной (южной) части города датируются XV веком нашей эры. В ритуальной части города, как и во всей «инкской» архитектуре, можно только руками развести, потому что логически объяснить некто не может – кто и как это построил?

Вид на храм «Десяти Ниш», он стоит на четырёх огромных террасах.


Храм «Десяти Ниш».


Храмовые террасы отличаются от остальных террас, высококачественной полигональной кладкой.

1-Ритуальная дверь. 2-Фрагмент стены.

1-Двойная дверь, прошедший через нее переходит на наивысшую ступень в духовном или физическом мире. Такие двери ставились в ритуальных местах и в домах высокопоставленных лиц, качество исполнения говорили о ранге владельца. 2-Поворот, ведущий к двери. Полигональная кладка стены просто поражает своей безупречностью, даже для современных каменщиков, при наличие специального оборудования, вырезать и уложить блоки весом в тонну и более, таким образом чтобы "комар носа не подточил", представляется весьма трудной задачей.

Храм «Десяти Ниш».

Если сделать сопоставление с ритуальным комплексом в Мачу-Пикчу то, храм «Десяти Ниш» мог быть подобию храму «Трех Окон». Справа видны остатки «Северной» двери, с лева «Южная» дверь храма, в западной стене сделано десять ниш, возможно они символизировали пещеры, туда помещали родовые тотемы или святыни. Логично было бы предположить, что с восточной стороны была стена с тремя проёмами.

Бывшее помещение храма «Десяти Ниш».

Глядя на такую кладку, поражаешься, как инки, имея кремневые инструменты, смогли обработать гранит с такой точностью, и в таких масштабах. Я работал с мрамором и гранитом, мрамор это мягкий материал, с гранитом работать намного тяжелее. Всех сторонников официальной точки зрения, что это сделал человек примитивными инструментами, приглашаю за город, возьмите молоток зубило, защитные очки, перчатки, зеленку, бинт и обезболивающее. Найти булыжник не проблема, попробуйте из него, что ни будь сделать. Даже имея железные инструменты, желание и железные нервы, вам за день будет крайне тяжело сотворить блок с внутренним углом.

«Южная» дверь храма.

Официальная точка зрения базируется на том, что инки при строительстве пользовались примитивными инструментами, такими как резцы и зубила из кремния. Охотно верится в такую версию. А как перетаскивали и поднимали все эти многотонные блоки наверх? Играясь, от нечего делать, жевали коку и таскали камни.

Эксперименты, по транспортировки блоков на катках, проводившиеся не раз, учеными и энтузиастами, в Ольянтайтамбо провалились. Ни один эксперимент не был доведён до конца, сил и смекалки хватало чтобы спустить блоки, с карьера, и форсировать реку, но поднять блок, на Храмовый Холм, ни одна группа так и не решилась, при том самый большой блок не превышал 15 тонн, а на Храмовом Холме есть блоки до тридцати тонн. Как же инки тащили эти мегалиты, из карьера Качиката, находящегося в девяти километрах, и подняли их наверх?

Карьер Качиката.

Гарсиласо-де-Ла-Вега, описывает неудачную попытку инков поднять один из «Уснувших камней». Согласно его показаниям, один из инкских императоров собрал двадцать тысячь человек и велел им поднять на гору один из «уставших камней». Эксперимент закончился трагедией – огромный блок сорвался, при этом три тысячи индейцев погибли. Вероятно цифры завышены, но важен сам факт неудачной попытки, а это доказывает, то что у инков не было технологий по транспортировки и подъёму сверх больших грузов.

Карьер Качиката, «Уставшие камни».

«Уставшие камни»- каменные блоки, от нескольких тонн до десятков тонн, которые по неизвестным причинам не дотащили из карьера до «Храмового холма», они были брошены и теперь валяются на всем протяжении пути.

Если один блок тянули двадцать тысяч человек, кто же у них пахал и сеял? двадцать тысяч человек нужно прокормить, ведь они ни чего не производят. Возможно, армия рабочих была нужна в мирное время, а в случае военной опасности, их можно легко и быстро перевести в боеспособную армию. Если следовать законам экономики то государство может содержать армию не более 1% от населения страны. Можно держать и большую армию но тогда ее нужно готовить к вторжению, если вторжение при такой армии не начать экономика рухнет, нечем будет кормить народ. В Империи Инков – Тауантинсуйу проживало от 10 до 16 миллионов человек, значит инки могли позволить содержать 100-160 тысячную армию. Ольянтайтамбо был крупным но не единственный городом империи Инков. Только крупных административных центров в стране Тауантинсуйу насчитывалось восемьдесят, а ещё были малые поселения. Это значит, что на военной службе и на строительстве храмов было задействовано намного больше чем 1% населения страны. Выходит либо у инков была продвинутая экономика и продвинутые технологии либо эти города существовали до инков, а инки их нашли и реконструировали. Подобно ацтекам, которые нашли засыпанный Теотиуакан, инки пришли в эти места, в 1200 году из области оз. Титикака, и нашли города протоцивилизации.

Повсюду валяются огромные блоки так называемые Уснувшие камни. В основание восточной стены храма "Солнца" - три гранитных плиты, выставленных на "скорую руку", пространство между ними заложено бутом.


В начале южной стены храма "Солнца", юго-восточная сторона, стоит массивная каменная «Скамья», подложка у скамьи, обыкновенная бутовая кладка, не соответствует дорогому ложу.

Напротив «Скамьи» прямоугольные каменные блоки циклопидических размеров, с пазами и зацепами, в несколько десятков тонн. Возможно, здесь находился «Главный» храм.

Весь этот хаос, каменных блоков разбросанных там и тут, создает впечатление что ты находишься на стройке. Говорят, что это дело рук испанцев, испанцы разрушили эти храмы. Если испанцы и снесли здесь, хоть что ни будь, то это были надстройки инков. Вероятнее всего Великие Инку, в том числе и Пачакути, разрушали храмы, которые почитали Анти, но не до основания уж слишком массивными были постройки. Затем на руинах древней цивилизации, вожди Инков заново отстраивали храмы и города, тщательно маскируя старые святыни.

Немного ниже находится огромный обработанный валун похожий на двойной трон.

После раскола государства, Ольянтай сносит храмы, выстроенные Пачакути, и пытается в течение десяти лет реставрировать древний храм, посвященный как видимо культу Виракоча, но не успевает войска Великого Инки Тупак-Юпанки (сына Пачакути) врываются в Ольянтайтамбо, сжигают и рушат храмы. Тупак-Юпанки прощает Ольянтая, тот клянется в верности и Ольянтайтамбо опять восстанавливают по инкскому проекту.


Южный выступ «Храмового Холма». На самом краю скального выступа «Южный форт».

Затем пришли испанцы, разрушив инкские надстройки, они сорвали занавес, обнажив циклопидические блоки, и решив, что нет смысла рушить то, что инкам не принадлежит, удалились. Так это было или нет, мы не знаем, но опираясь на информацию, которая у нас есть, мы можем сделать вывод – город перестраивался несколько раз, а кем он был построен изначально неизвестно.

Вид на «Южные» террасы – южная конечность «Храмового Холма». Гранитный блок напоминает ФБС (Фундаментный Блок Строительный).

Этот участок напоминает стройку советских времён, уложили, что было, как попало, потом облицевали плиткой. Только здесь, вместо ФБСки – гранитный блок прошедший высокотехническую обработку, а вместо плитки – высококачественная полигональная кладка. Зачем один бриллиант прятать за другой?

«Южные» террасы вид снизу.

«Южные» террасы имеют отличную полигональную кладку, входа с южной стороны на «Храмовый Холм» нет, эти террасы носили ритуальный и оборонительный характер.

Южная стена храма «Солнца», шесть блоков циклопидических размеров из розового порфира (порода близкая к граниту).

Западная стена храма «Солнца», видно, что она, так же как и восточная, собрана из блоков разной величины, видимо это "осколки" былой цивилизации.

Блоки весом в тридцать тонн были доставлены из карьера Качиката, подняты на 45 метров над уровнем долины и установлены вертикально с ювелирной точностью.

На четвертом блоке присутствует орнамент – андская пятиступенчатая чакана – Андский Крест. Между блоков на всю длину вставлены гранитные клинья шириной 20-25 см.

Рисунок просматривается на всех блоках, на первом, втором, пятом и шестом – геометрические фигуры. На третьем две вертикальные полосы. На четвертом блоке три инкских пятиступенчатых креста. На блоках: два, четыре и шесть, есть по три шишкоподобных нароста, что это? Петли или замки на ритуальных дверях, если это так тогда возможно что через эти Врата входили: бог Виракоча, Инти и Мама Кильа.

Возможно, что истинной причиной ссоры Ольянтая и Пачакути были религиозные мотивы, как видно в Ольянтайтамбо чтили бога Виракоча, в это время в Империи Инков идет борьба за культ личности начавшаяся при шестом Инки Рока он требовал «…чтобы Инкам уже при жизни оказывались такие же почести, какие воздавались одним лишь богам…». Инка Рока чрезвычайно возвеличивал Солнце, своего великого предка, чтобы подчеркнуть исключительность владык Тауантинсуйу, которые являются, благодаря Манко Капаку, прямыми потомками Инти – бога-Солнца. Следуя этой логике, он подавлял и должен был подавлять поклонение богу-творцу Виракоче, почитаемому в ряде областей Перу как верховное божество.

Помимо всего прочего, Рока явился создателем уникального института инков – так называемой «панаки». Все потомки Инков принадлежали к одному королевскому роду – капак айлью». Инка Пачакути - «преобразователь мира», был самым ярым приверженцем этих идей, при нем происходит замена главного бога Виракоча другим богом Инти – Солнце – религиозная реформа, предназначенная для поддержания и возвеличивания представителей одного клана. Хотя по другой версии Пачакути пытался возродить культ Виракоча.

Если отступить от легенды то в долину Куско пришел цивилизованный народ в несколько сот или тысяч человек, и все они были детьми «Солнца», а Виракоча стоял над всеми. Поэтому Ольянтай не видел препятствий, прося руку дочери Пачакути. Ведь в истории инков был претендент, когда Инка взял себе в жены не родную сестру, а дочь вождя соседнего клана, тем самым разбавил Священную кровь Инти. Это был первенец Инки Манко Капака Синчи Рока он взял в жены дочь могущественного вождя Сутик Уамана (Мама Кора). Культ личности душил Ольянтая и он восстал.

Сейчас ученые утверждают, что большое количество достижений было унаследовано инками от предшествующих цивилизаций. И нам всем сразу стало понятно – так вот как блоки попали наверх, их затащили туда примитивные народы, только как они это сделали, остается загадкой и посей день. Интересно получается «примитивные» люди могли затащить тридцати тонные блоки на такую кручу, а мы нет. Мы не можем поднять блок в тридцать тонн наверх подручными средствами, и прячем свою беспомощность, ссылаясь то на дороговизну проекта, то на его бессмысленность.

Храм «Виракоча».

Огромные размеры и прямоугольная форма храма «Солнца» в Ольянтайтамбо делают его необычным. В инкской империи нет подобных строений, везде храмы «Солнца» имеют полукруглую форму, а внутри частично обработанное скальное основание. Здесь же вместо кладки, псевдо-исодом, которой выложены все храмы «Солнца», мы видим циклопидическую кладку, предположим, что храм «Солнца» был построен наверху, но там нет привычного скального основания, которое присутствует внутри всех храмах «Солнца» у инков. Необычную конструкцию храма «Солнца» можно объяснить, если предположить что это был храм «Виракоча».

Площадка над блоками служила основанием храма «Солнца», отсюда открывается вид на дворец Ольянтайя.


Вид на Ольянтайтамбо.