Глава 6. Инки. Часть 1. Мачу-Пикчу 1

Мачу-Пикчу, Храм Солнца.

Мачу-Пикчу.

Эту фотографию, города Мачу-Пикчу видел каждый, каждый, что-то читал, и мы думаем, что имеем представление об этом городе. На самом деле, никто не знает, как назывался этот город, кем был построен и для чего он был предназначен.

На фото пик горы Мачу Пикчу.

Название городу дала гора под названием Мачу Пикчу – Старая Вершина. Постройку города приписывают инкам, эта загадочная цивилизация просуществовала с 1200 по 1532 г. н. э. История инков начинается с того момента, когда многочислен­ное племя инков, выходцы области озера Титикака, пришло в район местности под названием Уайнапата, между речками Уатанай и Тульюмайо, и завоевало его. В этой местности инки построили свою столицу – Куско.

Затем инки расширили свое могущество на весь регион, который смогли завоевать до 1525 года. На высокогорных склонах инки научились строить сельскохозяйственные террасы – анденес (яз. кечуа), отсюда произошло название горного массива Анды.

В Перу, в ста пятидесяти километрах южнее Куско (древней столицы инков), в Андах, в седле горного хребта, между горой Мачу Пикчу – "Старая Вершина" - 3060 метров и горой Уайна Пикчу – «Молодая Вершина» - 2720 метров, на высоте 2450 метров над уровнем моря, расположен город Мачу-Пикчу,

Вид с горы Мачу Пикчу.

Слева гора Сан Мигель высота 2920 метров, впереди гора Уайна Пикчу 2700 метров , справа гора Путукуси высота 2560 метров, по центру город Мачу-Пикчу, он возвышается над ущельем на 400 метров. Горы омывает река Урубамба, рассекая высокогорье Кордильер она растянулась более чем на 700 километров и хранит много тайн и загадок.

Вид с горы Путукуси на Мачу-Пикчу, восточный склон.

Общая площадь террас, по разным данным, от пяти до пятнадцати гектар они использовались для выращивания сельскохозяйственных культур. В Мачу-Пикчу расчищено лишь часть террас, которые лежат близ города, террасы, расположенные чуть дальше от туристических маршрутов, заросли джунглями. Исследователи предполагают что большая часть террас была расположена на восточном склоне.

Есть мнения, что эту местность люди заселили задолго до появления инков и каменные сооружения, и мегалитические стены были творениями представителей доисторической цивилизации. Самые смелые исследователи приписывали авторство построек инопланетным зодчим. Однако современные ученые утверждают, что город был построен по приказу правителя инков Инка Пачакути в 1450 году. Мачу-Пикчу вполне мог быть летней резиденцией государя и его двора, поскольку в столице Куско климат был намного жарче. Как утверждают специалисты, Мачу-Пикчу строился не менее 50 лет, такой проект был под силу только великому императору. В хрониках испанского иезуита Бернабе Кобо, рассказывается о деятельном правителе по имени Ванар Юпанки основавшем империю инков. Ванар Юпанки второй сын правителя инков Виракоча Инка. Виракоча Инка завещал свой трон первородному сыну Урко, но Урко был не дееспособным правителем, так как с детства был избалован, чрезмерным вниманием и властью.

Вид с горы Уайна Пикчу.

Ванар Юпанки так и остался бы в тени своего бездарного брата, если бы в судьбу не вмешался случай представившийся ему во время войны с народом – чанка. Чанка в то время были соседней агрессивной державой, представляли для инков очень серьёзную угрозу. В 1438 году с войском численностью в 40 тысяч человек они вторглись на территорию инков и осадили их столицу Куско. Отец Ванар Юпанки был стар чтобы возглавить войско, а брат труслив и не дееспособен, они оставили Куско и укрылись в крепости Калка. В столице остался Ванар Юпанки, он отразил удар, перешел в наступление и победил в этом сражении, затем, выиграв еще несколько битв сокрушил врага и захватил его территорию. Это событие стало началом новой эры. Инки называли его – пачакути - изменение мира (яз. кечуа), Ванар Юпанки стал первым императором инков и принял титул Инка Пачакути Юпанки – Верховный правитель инков Юпанки Изменивший Мир. Ученые предпологают, что только ему было под силу осуществить этот грандиозный проект. Это косвенные доказательства, пока не удалось доказать что Пачакути построил Мачу-Пикчу, да и срок правления Пачакути ограничился всего 33 годами (1438-1471). т.е. закончить строительство могли только после его смерти лет через двадцать. Так что город Мачу-Пикчу не мог быть летней резиденцией императора Пачакути.

Город Мачу-Пикчу.

В 1533 году Куско был покорен испанцами под предводительством Франсиско Писарро, а в 1572 году пала последняя столица инков Вилькабамба. Между двумя этими датами обезлюдел и Мачу-Пикчу, но какова была конкретная причина, не знает никто. Говорят, что испанцы не нашли Мачу-Пикчу, это утверждение не верно, испанцы искали последнюю столицу инков, они обшаривали все на своем пути и пройти мимо Мачу-Пикчу они могли только с завязанными глазами.

Если Пачакути начал строительство Мачу-Пикчу с первых лет своего правления, то город был закончен где-то в 1490 году, Испанцы захватили Куско в 1533 году, а Вилькабамбу последний оплот инков, Писарро захватил в 1572 году. Мачу-Пикчу пал между этими датами, приблизительно в 1553 году, выходит, городу на момент захвата не было и лет 100. На то время это был молодой процветающий город, не заросший джунглями, то что мы видим сейчас это 30% от того что должны были увидеть испанцы. Каким бы маршрутом они не шли, они не могли пройти мимо не заметив террас города. Если же они нашли Мачу-Пикчу, почему испанцы не разрушили город? почему не оставили записей о нем? Даже если город был сдан без боя и в нем не оказалось золота, неужели испанцев не впечатлило великолепие города. Если же город на момент вторжения был поглощен джунглями, то стоит вопрос, кто построил Мачу-Пикчу? А если он процветал, тогда, почему испанцы не нашли его?

Возможно что, этот город Пачакути достался по наследству, ведь история Инков начинается с Пачакути, он первым стал вести записи своего народа, историю инков и своего правления. До правления Пачакути, нет ни каких записей, все, что было до него это мифы, сказки, легенды, теории и не более.

Дорога Бингема.

Это современная дорога, ведущая в город Мачу-Пикчу, названная в честь Хайрама Бингема, человека первым, открывшим Мачу-Пикчу миру, тем самым он завоевал право первооткрывателя.

На фото вторая экспедиция на Мачу-Пикчу 1912 года, Хайрам Бингем слева.

Хайрам Бингем - исследователь, археолог самоучка, возглавил экспедицию в Перу по поискам затерянного города, последней столицы инков Вилькабамбы, который не смогли отыскать испанские конкистадоры. Экспедиция спонсировалась Нью-Хейвенским Йельским университетом США штата Коннектикут. Нельзя сказать, что Бингем шёл в «слепую», до него у подножья Мачу-Пикчу в феврале 1911 года побывал с экспедицией ректор университета Куско, Альберто Гиесекке, но на гору не поднялись из-за дождей. В снаряжении экспедиции Бингему помог Хуан Хосе Нуньес – префект региона Апуримак, бывший в то время префектом Куско. Он предоставил Хайраму Бингему вьючных лошадей, носильщиков и солдат для охраны во главе с сержантом Карраско, который по совместительству был переводчиком для Бингема. После чего префект пожелал Бингему удачи в обнаружении города Вилькабамба, на поиски которого отправляется Бингем, так считал и Хайрем.

По правому краю дороги видна зигзагообразная тропа инков ведущая в Мачу-Пикчу, по ней взбирался Бингем.

Добравшись до места Бингем разбив свой лагерь на берегу реки, осмотревшись он начал поиски с расспросов, но местные жители не охотно делились информацией, зная скупость «белых». Однажды разговаривая с мальчишкой по имени Пабло, сыном Ричартэ крестьянина из близлежащей фермы, Бингем узнает от него, что возле горы Уайна Пикчу есть древние руины.

Первые террасы.

Бингем скептически отнесся к рассказу мальчика, так как местные жители, пытаясь получить вознаграждение за информацию о местонахождении древних руин, выдавали любой старый сарай за руины древних городов, отсюда обоюдное недоверие. Бингем расспросил фермера Мельчора Артегу, жившего рядом с лагерем и тот подтвердил существование древних руин в седле между гор Мачу Пикчу и Уайна Пикчу, но быть проводником отказался из-за плохой погоды, согласился лишь перевести Бингема и сержанта Карраско через реку Урубамба.

Река Урубамба очень стремительна, вблизи городка Агуас Кальентес, городок находится на высоте 2040 м. над уровнем моря, вблизи Мачу-Пикчу.

Переправлялись они через реку по подвесному, бревенчатому, мосту. Боясь упасть, в бурный поток и утонуть, Бингем форсировал водную преграду на карачках, опираясь на четыре конечности он очень осторожно передвигался по шаткому мостику. Через некоторое время, уставшие и замерзшие путники добрались до небольшой лачуги у подножья горы Мачу Пикчу.

Вид с горы Мачу Пикчу справа гора Путукуси, далее вверх по течению виден городок Агуас Кальентес, слева город Мачу-Пикчу.

В хижине жили местные крестьяне Алварес и Ричартэ, Бингему пришлось долго упрашивать фермера Ричартэ показывать дорогу к руинам, но тот ни в какую не соглашался из-за дождливой погоды. После долгих уговоров и за солидное вознаграждение в одну соль, равную четырем дневным оплатам, фермер согласился дать своего сына Пабло в проводники. Переводчик Бингема, сержант Карраско, отказался идти, не веря рассказам местных, да и погода не благоприятствовала восхождению.

Священная площадь: прямо П образное строение - "Главный" храм, в правом нижнем углу - дом "Верховного жреца", между этими строениями с права виден храм "Трех Окон". Над площадью возвышается пирамида "Солнца".

Так что на гору они поднимались вдвоем, Бингем и Пабло. Это было 24 июля 1911 года, когда Бингем обнаружил развалины древнего города инков, который потом назовет Мачу-Пикчу, он с первого мгновенья понял, что перед ним легендарный город, он думал, что нашел Вилькабамбу, он был на пике величайшего открытия.

Храм "Трех Окон". Надпись Лизарраги на проеме окна.

Но его пыл поубавился, когда на одном из оконных проемов в храме «Трех окон», Бингем увидел надпись сделанную углем «Августин Лизаррага – 14 июля 1902 года – потомкам». Всю обратную дорогу Бингем думал о том, что его кто-то опередил, поэтому, придя в лагерь, он не стал широко афишировать свою находку. На следующий день Бингем начал поиск неизвестного Августина Лизаррага, расспрашивая местных фермеров он быстро выяснил, что Лизаррага это местный фермер. Надпись сделал не археолог, а простой фермер, у Бингема камень упал с души.

В низу, возле реки Урубамба есть алтарь названный "Водный" Интиуатана, из-за своего расположения.

Лизаррага родился в городке Молларата и на протяжении тридцати лет жил в соседней деревне. Лизаррагу в его походе на Мачу-Пикчу сопровождали Габино Санчес и Энрике Пальма, в обязанности всех троих входило слежение за состоянием мостов через реку Урубамба. В 1912 году пытаясь переправится через реку Урубамба, Лизаррага утонул. Не сам Лизаррага, ни его товарищи никогда не претендовали на звание первооткрывателя Мачу-Пикчу.

Фермеры Альварес и Ричартэ так же знали про Мачу-Пикчу задолго до Бингема. Сохранились документы, согласно которым они, заплатили в 1904 году «госпошлину» в размере 12 солей за право использовать террасы Мачу-Пикчу под сельскохозяйственные нужды.

Тропа инков ведущая в город снизу, от реки Урубамбы по восточному склону горы Мачу-Пикчу.

Выходит, что кроме Лизарраги, о Мачу Пикчу знали все фермеры жившие в округе, когда Бингем это осознал он понял, что ни кому из них и в голову не пришла мысль сделать официальную заявку об открытии этого города. Теперь открытие принадлежало ему. Бингем не был первооткрывателем Мачу-Пикчу, в прямом смысле. Бингем предал широкой огласке, заявил на весь Мир об существовании Мачу-Пикчу, и поэтому его заслужено называют первооткрывателем.

Кондор – Мачу-Пикчу. Создается впечатление, что Кондор при взлете оглядывается на вас.

У инков существовала культовая традиция, постройку города стилизовать в форме тотемного животного. Мачу-Пикчу с высоты птичьего полёта похож на кондора. Голова Кондора имеет округлую форму и повернута на право, наскальный выступ формерует глаз. Пик горы Мачу Пикчу и отрог уходящий в лево - левое крыло. Направление правого крыла подчеркнуто террасами. Снисходящими террасами выделена спина и оперение хвоста "Кондора". Архитектурный шедевр инкского зодчего, который удачно слил свое творение с местным ландшафтом. Лучший ракурс, для наблюдения "Кондора", находится на пирамиде "Солнца" где расположен главный алтарь «Интиуатана» – "Камень Солнца".

Гора Уайна-Пикчу, рельеф горы своим очертанием гора напоминает человеческое лицо.

Лицо «Вождя» или Бога.

Лицо инкского вождя или бога, виден головной убор, а структура города напоминает полосатый немес египетских фараонов. Второй снимок художественная графика, хотя согласитесь добавлено не много, вероятнее всего, что у инков были теже ассоциации связанные с этой горой.

"Кондора" и лицо "Вождя" можно назвать совпадением, мол, каждому видится то, что он хочет. Можно сказать и так, но не будем торопиться, в Мачу-Пикчу нам еще предстоит встретиться с несколькими совпадениями, не говоря уже о множестве стилизованных фигур, видимо имевших религиозное и астрономическое значение для инков.

Давайте вначале проведем экскурсию. Я проведу вас последовательно по всему городу, вы увидети и узнаете о городе больше чем те, кто посетил Мачу-Пикчу.

Мачу Пикчу.

В левом углу видна стоянка для автобусов, далее "Главный" вход, от него идет тропа в город. Ниже входа, в низу террас, раньше стояла "Сторожевая Башня". На этом же уровне, в нижней части города, видны руины здания "Посетителей".

"Главный" вход.

Первый вид на город.

Современная дорога-терраса, ведущая в город.

Справа возле тропы, внизу, здание "Посетителей". Ниже руины "Торгового" центра, есть предположение, что здесь были склады товаров и сырья, поступающих в город.


Здание "Посетителей",

Двойная дорога вдоль крепостной стены.

Со стороны горы Мачу Пикчу в город приходило три тропы инков. Одна тропа по юго-восточному склону горы, другая по западному склону, а третья тропа начиналась у реки Урубамба и приходила к "Сторожевой Башне". Городская дорога, шла вдоль крепостной стены города, начиналась она у руин здания "Посетителей", и заканчивалась у "Верхних" входных ворот, куда приходили и две верхних тропы. Дорога состояла из двух каменных лестниц, разделенных рвом. Первая большая (общественная) шла у стены, а вторая, значительно уже, шла параллельно по другую сторону рва и была предназначена для быстрого передвижения: воинов, разведчиков и посыльных.

Вид на верхние восточные террасы, с правой стороны фото городская дорога (лестница) разделенная рвом.

В официальных источниках говорится, в городе проживало 1200 человек. Если урожай маис собирали два раза год, при урожайности до 16 центнеров с гектара, то с 15 Га они собрали бы 480 центнеров в год, а это 110 грамм маиса в день на человека. Если здесь и проживало 1200 человек, то большую часть провизии они получали из вне.

Верхние, восточные террасы.

Маршрут № 1 - В начале экскурсии мы посмотрим ритуально-церемониальный центр, он расположен на первом ярусе западного сектора. Затем осмотрим «Элитный Квартал», минуя "Каменоломню" выйдем на "Центральную" улицу, пройдя мимо "Казарм" и "Камендатуры" выйдем из города через "Верхние" ворота и поднимемся к хижине "Смотрителя".

Во времена былой славы, этот город блистал своим величием, Мачу-Пикчу был важным религиозным центром инков.

На первом ярусе «Элитного квартала» расположен ритуально-церемониальный центр: "Дворец принцессы", башня-храм "Солнца", храм «Омовения» (с крышей) и "Дворец императора".

Находясь в непосредственной близости от храма «Солнца», «Дворец принцессы» скорее всего, является «домом Солнечных Дев». Это дом (гарем) где содержались знатные наложницы Верховного Инки. Многочисленные дети от «Дев Солнца» (женщин из рода Инки) считались законными, но не могли наследовать престола, они занимали высокие посты в госаппарате и армии. Законными считались сыновьи от родной сестры, супруги Инки, носившей титул Койя.


Компьютерная модель.

Ритуально-церемониальный комплекс: на переднем плане « дом Солнечных Дев», далее храм-башня «Солнца», выше комплекса расположены жилые дома «Элитного квартала».

Ритуально-церемониальный центр.


Башня храма "Солнца".

Храм "Солнца" является одним из самых сложных строений в Мачу-Пикчу. Его построили на скальном выступе, из-за этого строение напоминает башню.

Ступени ведут к храму "Солнца".


Храм «Солнца».


Алтарь храма «Солнца».

Внутри храма находится камень-алтарь - наскальный выступ, частично обработанный, на что он похож и для каких целей был предназначен, можно только догадываться. В верхней части камня есть выборка, возможно для человека, а так как следов крови на камне не обнаружено, то можно предположить, что на этом алтаре жертв не приносили.

Храм "Солнца"

В особые дни, на алтарь ложился жрец или вождь, лицом вверх, левую руку прижимал к телу, правую руку он ложил на каменный выступ у изголовья, ладонью вверх. Именно так индейцы приветствуют друг друга, именно так жрец приветствовал Солнце. Можно так же предположить, что это была часовня для знати, умерший здесь встречал последний рассвет, прощался с верхним миром, после чего тело переносили в храм «Предков» или храм «Матери Земли» расположенный в нижней части башни храма "Солнца".

Башня храма "Солнца", у основания «Башни» есть естественный грот, который инки искусно выложили полигональной кладкой.

Таким образом, дух умершего переносился из верхгего мира в нижний мир. После отпевания в «Нижнем» храме тело умершего несли на кладбище для знати, где после траурного ритуала у "Погребального" камня, тело предавали земле. Инки верили в троичность мира - подземный, небесный и человеческий уровни.


«Нижний» храм, храм «Мертвых», храм «Предков», храм «Матери Земли». Названий много, истинного не знает ни кто.

Алтарь храма «Предков». Алтарь в погребальной камере похож на Интиуатану – алтарь пирамиды "Солнца". Возможно, что эти камни символизировали верхний и нижний мир.

Храм «Омовения».

Рядом с храмом "Солнца" находится храм "Омовения" "Очищения", в него входят: "Главный Бассейн" или «Купель», «Трон» и каскад фонтанов. Валун, который мы видим на фото № 1, и есть "Трон", его тыльная часть. Справа от «Трона» расположен каскад фонтанов, здание веру храм «Омовения». Отправной точкой водоснабжения Мачу-Пикчу является искусственный резервуар для воды на северном склоне горы Мачу-Пикчу. От резервуара протянут канал через террасы до храма "Солнца", где расположен первый фонтан. Затем от первого фонтана, вода поступает в полтора десятка последующих, но как устроены водоводы, работающие столько лет без ремонта, никто не знает.

«Трон», перед "Купелью".

Перед "Троном" установлена «Купель» – «Главный Бассейн».

Северо-восточное окно храма «Солнца».

Это окно, с выходом на "Главный Бассейн", напоминает бокал или бутылку (вверх дном), предназначение окна не ясно как и все в этом городе. Возможно жрец или вождь после омовения через это "окно" попадал в храм "Солнца".

Храмовый комплекс.

"Дворец Императора": на переднем плане «Резиденция администрации Императора» чуть дальше "Царские Покои".

Фрагмент стены "Дворца Императора". Псевдо-исодом – это вид сухой кладки – хорошо отесанные каменные блоки, но разных размеров, укладываются перевязью, как в кирпичной кладке.

"Дворец Императора".


Внизу, «Дворец Императора» над ним «Каменоломня».

На площадке перед "Каменоломней" лежит огромный валун, он имеет формау скошенного куба, весом около 200 тонн.


"Куб Инков". С большой уверенностью можно сказать, этот камень у инков был священный.

Инкский "Кааба".

Эта часть западного сектора разделена надвое, слева «Элитный квартал», справа "Каменоломня".

Есть предположение, что инки здесь брали гранит для строительства "Элитного квартала", но тогда напрашивается вопрос, почему они не убрали строительный мусор? Ведь у них была клиновая технология, как утверждают ученые, хоть и трудоемкая, но эффективная. Могли бы навести порядок, раз с помощью клиновой технологии смогли построить этот грандиозный город, а нет, инки оставили это место диким. Возможно, оно было ценно для инков именно в таком в первозданном виде, это место имело духовную ценность для инков, они жили в гармонии с природой.

Гид расскажет вам о том, как инки, раскалывали грани на блоки для строительства города и террас.

На самом деле, данные следы клиновой техники раскалывания гранита, к инкам не имеют никакого отношения, как впрочем, и к строителям Мачу-Пикчу. Этот кусок гранита был расколот в 1953 году двумя перуанскими инженерами, которые были приверженцами именно такой версии разработки камня при строительстве Мачу-Пикчу. Если бы древние строители использовали клиновую технологию, то мы должны были бы встречать характерные углубления в массовом количестве – особенно на тех камнях, которые использовали при строительстве террас. Но в Мачу-Пикчу, клиновая технология встречается только в одном месте, там, где в 1953 году проводился эксперимент. Но вот парадокс, эксперимент перуанских инженеров как раз и доказал, что при строительстве Мачу-Пикчу клиновая технология не использовалась! Тогда как построили Мачу-Пикчу?

"Элитный квартал". На втором ярусе были, как видимо административные здания, на третьем и четвертом ярусе – жилые. Все здания западного жилого сектора выложены культурно-бутовой кладкой, за исключения первого яруса.


Здания второго яруса, довольно просторные и хорошо освещенные.

Лестница на третий ярус. При строительстве города большинство камней не тронуто. Не тронуты даже те камни, которые не составляло труда убрать.

Лестница на третий ярус. В Мачу-Пикчу встречается множество гротов, природного происхождения, инки их слегка облагородили.

"Каменоломня".

Некоторые "опасные" валуны, которые представляли угрозу обрушения, не убрали, а оставили на месте, подперев их каменной кладкой. Можно предположить, что здесь был городской парк, где люди могли проводить свободное время, где бегали дети и играли между камней. Вы можете предположить все что угодно, ведь все равно никто не знает, что здесь было.

"Элитный квартал".

Улица третьего яруса «Элитного квартала».

Улица третьего яруса, грот в начале улицы – одна из святынь.


Улица третьего яруса, в конце улицы есть камень с желобом, видимо и у него было какое-то предназначение.

Улица третьего яруса. Улицы 2, 3 и 4 яруса "Элитного квартала" тупиковые, они упираются в крепостную стену.

Поднимаемся на четвертый ярус, внизу два строения третьего яруса.

Четвертый ярус, середина улицы.

Пятый и шестой ярус разделен на три сектора: западный сектор занимает «Каменоломня» в центральном – «Комендатура», в восточном секторе находятся «Казармы». Центральный и восточный сектор разделяет довольно широкая улица.

Проходим по центральной улице и минуя «Верхние» ворота, поднимаемся к хижине «Смотрителя».

Над хижиной "Смотрителя" возвышается пик горы Мачу Пикчу.

Юго-западная часть Западного сектора.