Глава 3. Индия. Часть 2. Мадурай - храм Минакши

Мадурай.

Легенда о Мадурае.

«Однажды, много лун тому назад вечером в понедельник в день луны нектара, Дхананджая, купец из Манавура, возвращался домой после долгой и трудной деловой поездки. Сумерки застали его в дороге, проезжая через лес Дхананджая наткнулся на Индру - бога грома, молящегося Шивалингаму. Индра, случайно оскорбил могущественного бога Брихаспати, и чтобы искупить свою вину удалился в лес, там Индра жил и замаливал свои грех. Божественный облик Индры, молящегося Шивалингаму, привел в восторг Дхананджаю. По приезду домой он рассказал об этой истории своему царю, который немедленно приказал соорудить храм на этом священном месте. Рабочие расчистили лес, возвели храм, вокруг которого впоследствии был построен храмовый комплекс, вокруг комплекса построили город, спланированный в форме свернутого кольцом змея. Однако они не могли найти подходящего названия для этого нового города. Однажды ночью царю приснилось, как Шива разбрызгивал сладкий нектар над городом, и тогда он назвал город Мадхурапура – сладкий город; позже название сократили до Мадхуры, теперь он известен как Мадурай».

Храм Минакши — индуистский храм в городе Мадурай на территории индийского штата Тамилнад. Назван в честь трёх грудой богини Минакши, одна из ипостаси Парвати, супруги бога Шивы. Мадурай, самый древний непрерывно обитаемый город на индийском полуострове, город был столицей древней Южной цивилизации. Культурное наследие Мадурая насчитывает 2500 лет, город являлся важным торговым и экономическим центром, начиная от времени торговли с Римом и Грецией. Найдено множество исторических свидетельств о том, что храм был основан до нашей эры.

Храм 258 метров в длину и 223 метра в ширину, занимает площадь в 57534 м3, 75% его территории накрыта крышей. Храм увенчан четырнадцатью гопурами, четыре из которых самые большие, наружные, три гопуры по 48 метров, а самая высокая достигает до 52 метров. Гопура – религиозное сооружение, пирамидальной формы, вершина которого увенчана маской Брахмы.

Что не говорите, а пирамиды Майя в Тикале и гопуры Мадурая, похожи как родные братья.


Внутренние гопуры.

Десять гопур расположены во внутреннем дворе, все они разной величены. Все гопуры полностью покрыты множеством относительно небольших разрисованных скульптур. Это Шива в разной ипостаси, это многорукие боги и многоликие богини, жрецы, музыканты, мифические животные, мужчины и женщины. Десятки тысяч разноцветных фигурок, от такого многообразия пестрит в глазах.

Архитектурная композиция выполнена в стиле, типичном для индийских храмов она отвечает основным положениям индуизма — универсальной религии, распространившегося далеко за пределы Индии. Сердцем этого религиозного центра является храм Шивы, он ориентирован восток-запад, внутри храма располагается святилище бога Шивы-Сундарешвары и его скульптурное изображение. По торжественным религиозным дням, статую бога сажают в позолоченную коляску и вывозят из храма, впрягают в неё слона и совершают шествие вокруг храма.

Гопура.

Территория храма занимает площадь в шесть гектаров. Храм Минакши имеет четыре входа: северный, южный, западный и восточный, над каждым из которых возвышается огромные 50 метровые башни – гопуры.

Гопура.

Центральной идеей индуизма является положение о вечном круговороте бытия (сансара). На этом строится учение о перевоплощении душ. Всякое новое воплощение считается звеном в длинной цепи перерождений - человек умирает, но его душа обретает новое тело. Так продолжается до тех пор, пока эта личная душа — Атман — не сольется с вселенским Абсолютом — Брахманом. Место человека в каждом новом воплощении, его положение в обществе и судьба, зависят от его деяний, благих или дурных поступков в прошлых воплощениях (прошлой жизни) - кармы. Возмездие за грехи определяется законом кармы. Нормы праведной жизни устанавливает дхарма — правила поведения, указывающие, что есть добро, а что зло. Путем, ведущим к конечному «освобождению» от пут кармы и спасению, считается высшая абстрактная мудрость («путь знания»). В этом состоит принципиальное отличие индуизма от христианства, в индуизме путь к спасению является бесстрастный «путь знания», а в христианстве - любовь к ближнему, проявляющаяся в активных действиях.

Венец гопуры.

Когда приверженцы ислама, в XIV веке под предводительством султана Мухаммада-шахе ибн Туглаке завоевали южную часть Индии, в том числе и Мадурай, они принялись крушить храмовые надстройки, ассоциируя венец гопуры с изображением Дьявола - Иблисом. Интересно, с кем вы ассоциируете эти изображения? Да оно и понятно, видя такие рожи, что еще можно было подумать, разве завоеватель будет разбираться в вопросах чуждой ему психологии, мифологии и философии. А что бы сделали христиане, завоюй они Индию первыми? наверное, взорвали бы все.

Храм был почти полностью разрушен в 1310 году мусульманскими завоевателями, не отличавшимися терпимостью к другим религиям. Храм был полностью восстановлен в первозданном виде в конце XIV века, когда индусские цари снова пришли к власти в Мадурае.

Богатство украшенных фигурами башен, колонн, коридоров, залов и святилищ может показаться чрезмерным, но здесь своя гармония, каждая композиция, отдельная скульптура, жестикуляция, повествует нам о событиях давно минувших дней.

Каждая фигурка, это образ рассказывающий нам о чем то.

Каждая композиция, небольшой рассказ.

Некоторые фигуры настолько реалистичны что, кажется, они вот-вот оживут.

Здесь проводились литературные конференции, называемые сангамы, говорят, что Шива посетил одну из них под именем поэта Сундарешвары. Здесь была возрождена в земной жизни богиня Парвати, на этот раз как Минакши – «богиня с глазами рыбы», дочь местного правителя Пандьев.

Этот огромный, запутанный, как лабиринт, очень дорогой храмовый комплекс был построен в честь женитьбы Парвати и Шивы в их воплощениях как Минакши и Сундарешвара. Простому обывателю будет тяжело разобраться в этой странной архитектуре на первый взгляд одинаковых башен увенчаны множеством человеческих фигурок, фигур богов и различных существ. Поэтому комментарии будут скудными, любуйтесь.

Минакши - Рыбеглазая.

Парвати как принцесса Минакши родилась с особым дефектом, у нее было три груди. Ее коронованные родители были понастоящему обеспокоены, но предсказатель заверил их, что, как только девушка найдет достойного мужа, третья грудь исчезнет. Действительно, когда Сундарешвара (Шива) и Минакши (Парвати) поженились, в день полнолуния месяца Пангуни (февраль - март), лишняя грудь исчезла, а божественная чета счастливо зажила в своем замке в Мадурае.

Свадебные врата, один из входов на территорию храма.

На вратах изображена свадьба Шивы и Парвати. Брат Патвати - Вишну (слева), отдает сестру жены Шиве.

Храм в стиле "барокко" включает в себя не только целую группу храмов и галерей, но также и большие залы, где каждый год проводится ритуальная свадьба Сундарешвара (Шивы) и Минакши (Парвати). В комплекс входят бассейны, часовни, дворцы, алтари и склады. Это маленький самообеспечивающийся город.

Вход в храм через Свадебные врата, его еще называют храмом богинь.

Вас встречают боги, нужно поздороваться.

И все снились мне венгерки. С бородами и с ружьем.

Во внутреннем дворе храма расположен пруд "Золотого Лотоса», предназначенный для обряда омовения. Храм открыт круглые сутки. Довольно часто вокруг храма проходят процессии паломников, сопровождаемые музыкантами.

Пруд "Золотого Лотоса".

Вода из пруда "Золотого Лотоса", по поверью, очищают души даже самых закоренелых грешников. Рассказывают, что здесь очень оригинально определяли художественный уровень литературного произведения: рукопись бросали в водоем, и если она была «качественной», то парила над водой, а все «бездарные» тонули. Каждый вечер здесь проходит священный ритуал, при котором статуи Шивы и Минакши омывают, умащают маслами и благовониями. В сопровождении жрецов и браминов Шиву переносят на ночь в святилище Минкаши.

"Золотой Лотос".

Пруд "Золотого Лотоса".


Галерея идущая к храму Ганеша.

Резьба по камню и роспись потолков, просто поражают.

Впереди святилище Ганеша.

Святилище Ганеша.


Ганеш сын Шивы и Парвати.

"Шива разъезжал по своим небесным владениям на белом быке Нанди, держа в руках острый трезубец - Тришулу, волшебный лук - Аджагву, палицу с черепом на конце - Кхатвангу, барабан похожий на песочные часы - Дамару, и веревку, чтобы ловить и связывать тех, кто непочтителен. Вспышки яркого пламени сопровождали каждый его шаг, шумно радостно встречали его во Вселенной. Но когда он вернулся в свое жилище, дворец встречал его тишиной, а на лице Парвати была написана не радость, а печаль.

— Почему ты всегда грустишь? — спросил ее однажды Шива.
— Потому что у меня нет сына, — ответила Парвати.
Шива свернул полу ее сари и велел взять комок ткани в руки:
— Вот тебе сын. Люби его.
— Зачем ты смеешься надо мною? — спросила Парвати, и слезы хлынули из ее глаз. Но тут сверток ткани, согретый ее руками и увлажненный слезами, шевельнулся и превратился в младенца, который громко закричал. Сразу из дворца ушла тишина и пришла радость.
Всех богов позвал счастливый отец на праздник. Они принесли подарки и восхищались красотой маленького бога, которого назвали Ганеша. Шива забыл пригласить только одного бога — Шани, владыку планеты Сатурн. В отместку Шани бросил на Ганешу страшный взгляд, и... голова младенца упала на землю. Обезумела от горя Парвати.
— Я воскрешу сына! — воскликнул Шива и поставил голову Ганеши на место. Но вся божественная мощь Шивы оказалась бессильной перед дурным глазом злопамятного Шани. Голова не прирастала и каждый раз падала. И тогда Шива услышал голос Брахмы:
— Твой сын не сможет жить с этой головой. Приставь любую другую — и он оживет. Голову нужно взять у первого, кого увидишь спящим лицом на север.
Услышал эти слова верный бык Нанди, помчался искать того, кто спит лицом на север. У ворот столицы небесного царства он увидел белого слона, лежащего головой на север, и занес над ним меч. Слон проснулся и в страхе затрубил, на зав слона тотчас явился Индра в сопровождении свиты. Ведь это был его слон Айравата! Разгневанный Индра велел обрушить на Нанди тучу стрел. Но верный слуга Шивы превратился в храброго воина с головою быка. Он устоял против стрел, отклоняя их левой рукой. Индра метнул палицу. Но Нанди перехватил ее на лету, правой рукой и швырнул обратно. Палица поразила Индру в грудь. Пока тот пребывал в замешательстве, Нанди отрубил голову у слона и умчался со своим драгоценным трофеем так быстро, что никто из свиты Индры догнать его не смог.
Шива приставил голову слона к шее своего сына, и тот ожил. Все боги восславили Шиву и его сына, у которого появилась такая прекрасная новая голова с хоботом. Но самое главное, вместе с головой Ганеша унаследовал от слона его мудрость".

Храмовый Слон.

Слон здесь священное животное его прикосновение равносильно благословению.

Храм Шивы.

Храм Шивы.


Выход из храм Шивы.

Святилище Нанди.

Храм Нанди.

Нанди - священный бык Шивы.

Святилище Нанди.

Ритуальный бассейн Нанди.

Миф в картинках, одни из первых "комиксов", повествующий о божественных и героических событиях.

Настенная роспись.

Галереи Мадурая.

Некоторые индусские храмы закрыты для простого обывателя, туда допускаются только приверженцы данного вероисповедания.

Алтарь с ритуальной колесницой Шивы.

Колесница Минакши.

Колесница Минакши ее тянет слон.

Колесница Шивы, гораздо больше, ее тянут люди.

Ритуальное шествие началось, сотни людей тянут за канаты, таким образом, приводя колесницу в движение.

Внутри сидят 30 браминов.

Шествие закончилось.

Вечер в Мадурае.

Мадурай зажигает огни.


Свадебные врата.

Пруд "Золотого Лотоса".

Пруд "Золотого Лотоса".

Вечерний ритуал.


Галереи Мадурая.

Галереи Мадурая.

Храм Нанди.

Храм Нанди.

Храм Шивы.


Храм Натараджа - Танцующего Шивы.

Храм Шивы.

Шива и Парвати, верхом на Нанди. Ганеш.

Галереи Мадурая.

Мадурай.

Красота, спасет мир. Если будет...

ВЕРИТЬ.

НАДЕЯТЬСЯ.

ЛЮБИТЬ...

Думать о будущем.