Глава 7. Египет. Часть 6. Тексты пирамид

Тексты "Воскресения".


Пирамида Униса.

Унис, Унас девятый и последний фараон V династии Древнего Египта, правил 2367 - 2347 год до н. э.

Унис повелел построить пирамиду в Саккаре, получившую название Нефер-сут-Унис — «Прекрасны места (упокоения) Униса». Эта самая маленькая пирамида фараонов V династии, она имела размер основания 67м., высоту 44м. (сегодня 19м.), угол наклона 56018’, объем 47290м.3, расположена сразу за юго-западным углом ограды, окружающей мемориальный комплекс Джосера.

Пирамида Униса, на заднем плане пирамида Джосера.

Пирамиды Усеркафа и Униса это кучки мусора по сравнению с пирамидой Джосера, они уступают ей во всем. Но у пирамиды Униса есть сокровище, спрятанное в нутрии – тексты на стенах, вот что делает эту пирамиду особенной.

Погребальный комплекс Джосера, с северо-восточной стороны (слева) расположена пирамида Усеркафа, с юго-западной стороны (с права) пирамида Униса.


С восточной стороны пирамиды Униса руины Верхнего заупокойного храма, от него идёт дорога процессий к Нижнему заупокойному храму который стоял на берегу Нила.

Пирамида Униса и дорога процессий, идущая от Нижнего заупокойного храма к Верхнему храму.

Дорога процессий из Нижнего заупокойного храма в Верхний храм.

Дорога приводит к Верхнему заупокойному храму, стоявшему у подножья пирамиды Униса, первоначально она была похожа на тоннель, имела стены и была накрыта плитами по всей длине, эти стены были богато украшены барельефами.

Верхний заупокойный храм Униса.


Вход в пирамиду Униса, с северной стороны.



Эта пирамида знаменита тем, что в ней были обнаружены, древние тексты – «Тексты пирамид». Иероглифические тексты вырезаны на стенах всех внутренних помещений пирамиды Униса, на потолке гробницы начертаны звезды, крашеные в сине-зеленый цвет. "Тексты пирамид" очень древние. Язык архаичен, описанные в них религиозные верования запутаны и противоречивы, можно предположить, что они накапливались поколениями, причем догмы со временем менялись. В этой пирамид записано около 300 глав или изречений, состоящих иногда из одного предложения.

Спуск в пирамиду Униса. Туннель с порткулисами.

Первые надписи, фрагмент восточной и западной стены, в конце коридора перед пред камерой.

Пред камера царя.

Такое ощущение, что ты находишься в квартире, оклеенной газетами, информация присутствует везде.

По жанровой стилистике «Тексты пирамид» достаточно разнообразны – это песни, гимны, рассказы, мифы, магические формулы и заклинания. Главная цель текстов это магическая защита фараона в загробном мире, помогающая ему занять достойное место среди богов. Позднее эти тексты, были переняты, царедворцами, номахами, а затем и более скромными людьми, они стали наносить их на, внутреннюю поверхность, деревянных саркофагов. На этой стадии тексты стали называть "Тексты саркофагов". Во времена XVIII династии, тексты были записаны на папирусах и изменены еще больше. В современное время, эти свитки стали называть "Книгой мертвых", название дал египтолог Р. Лепсиус, по той причине, что свитки находили возле мумий. Но правильнее назвать их «Книгой Воскресения», её египетское название — «Рау ну пэрэт эм хэру» дословно переводится как «Главы о выходе к свету дня».

В пирамиде Униса жрецы в первые применяют письменность, для сопровождения умершего в загробном мире, фактически это выражение одного из базовых принципов магии, согласно которому слово, произнесенное или написанное, может влиять на реальность. В начале было слово - информация заключённая в заклинаниях или заговорах являлась элементом большинства магических формул. Эти тексты представляют собой священные документы часть которых составлена в середине III тысячелетия до н.э. жрецами Гелиополя, а другая часть дошла до них из до династического времени. Тексты приоткрывают перед нами завесу навсегда исчезнувшего мира, мира богов, духов и магии о котором мы мало что знаем.

Фрагмент стены над входом в камеру царя, здесь записаны заговоры против змей.

Вот перевод некоторых магических заклинаний этого фрагмента:

226 (§225a-226b) Одна змея окружена (другой) змеей, окружающей беззубого теленка, вышедшего из сада. О Земля, проглоти, то, что вышло из тебя. Чудовище, лежи, уползай. Воплощение Пеликана упало в воду. Змей, перевернись, чтобы Солнце мог видеть тебя.

227 (§227a-c) Отрезано в голове большого черного быка, змея-hpnw, я говорю это о тебе, скорпион Dsr nTr, я говорю это о тебе, перевернись xbxn, я говорю это о тебе

228 (§228a-b) Лицо падает на лицо, лицо видит лицо, пятнистый, черный, зеленый нож вышел против нее. Он проглотил себе, о! он облизал

229 (§229a-c) Этот ноготь Атума, находящийся на позвоночнике Нехебкау Пади, уползай

230 (§230a-234c) Твои ядовитые гланды в земле. Твои ребра в дыре. Вылей воду, два коршуна стоят. Твой рот закрыт Smst, рот Smst закрыт Мафдет. Утомленный укушен змеей. О Солнце, Унис укусил землю, Унис укусил Геба, Унис укусил отца, того, кто укусил его. Это spn, тот, кто укусил Униса. Унис не кусает его. Это он тот, кто идет против Униса. Унис не идет против него в момент, когда он увидел Униса в момент, когда он посмотрел на Униса. Если ты укусишь Униса, он даст тебе твоего единственного. Если ты увидишь Униса, он даст тебе твоего товарища. Змей укушен змеей. Змея укушена змеем. Небо окружено, земля окружена, m Dr bAH позади людей окружен, тебя окружат, “Слепоголовый” бог, тебя самого окружат О nn-скорпион. Это два узла Элефантинских, находящиеся во рту Осириса, завязанные для Гора на позвоночнике.

233 (§237a-b) Падает змея, вышедшая из земли. Падает огонь, вышедший из Первобытных Вод. Пади, уползай.

234 (§238a-b) Лицо на тебе, Hrrj tf Спустись на свой позвонок, О находящийся в своем nAwt-кусте. Отступи перед (змеей) обеспеченной ее двумя лицами.

237 (§241a-b) Говорить слова: Слюна Атума находящаяся в jbw Сокара, принадлежащих дому его матери. Чудовище – лежи.

238 (§242a-c) Хлеб твоего отца принадлежит тебе jkjnhy. Твой собственный хлеб принадлежит твоему отцу и тебе, jk(j)nhy. Золото восхваления. Появиться tAw. Это твой почтенный Бык здесь, против которого сделали это.

240 (§244a-245b) Кобра на небо, Сороконожка Гора на землю. Стадо быков Гора. Он топчет. Унис потоптался на sb города Гора. Унис не знает, Унис не учит. Лицо на тебе, змей находящийся в своем nAwt-кусте, лежи на спине, О змей находящийся в своей пещере. О жаровня Гора поджигающая землю, О Чудовище – уползай.

242 (§247a-b) Огонь погашен. Урея не найдут в доме того, кто владеет Омбосом. Змей, который укусит, который вернется в дом того, кого он укусит, чтобы он мог остаться в нем.

Возможно, эти заклинания и имели магическую силу, возможно и сейчас имеют, но секрет их чтения: интонация, тембр, ритм давно утерян. Фараон Унис, последний правитель V династии вошел в историю благодаря текстам начертанных на стенах своей гробницы названных в последствие «Текстами пирамид».

Погребальная камера и гранитный саркофаг Униса.

Размеры камеры: длинна 7 м, ширина 3 м, высота 6 м, каждый сантиметр стен покрыт иероглифами, потолок украшают звезды.

Камера царя. Пространство между камерой и стенками пирамиды.

Между стенами и полом камеры царя и пирамидой есть пространство, зазор, в 20 сантиметров. Камера царя похожа на лифт, который достиг своей наивысшей точки назначения.

Унис предпринял несколько военных походов, но они, как и у его предшественников не были славными и героическими, а походили на войны по удержанию контроля над территорией, завоеванную IV династией фараонов. Царская власть при Унисе явно ослабла. В последние годы царствования Униса в Египте усилилось влияние номахов – правителей номов (губернаторы). Видимо, именно они и положили конец его правлению.

Пирамида Униса.

Унис, как считают историки, умер не оставив наследников, после чего последовал краткий период политической нестабильности, возможно, разрушивший страну. Когда к власти пришёл Тети, ему удалось прекратить эти беспорядки, что, возможно, отразилось в его хоровом имени – Хор, умиротворивший Обе земли (то есть Нижний и Верхний Египет). Это его хорово имя часто интерпретируется как признак, того что Тети принёс мир в страну, которая, в конце V династии, возможно, была разделена. С другой стороны, «умиротворитель Двух Земель» было одним из многих традиционных титулов фараона, таким образом это имя могло носить просто символическое значение.

Тети (или Тети II ) первый фараон VI династии Древнего Египта, правивший 2347 - 2337 год до н. э.


Комплекс Джосера, за ним пирамида Усеркафа, далее (в правом углу) расположена пирамида Тети.

Сегодня пирамида Тети, больше похожа на курган.

При правлении Тети продолжалась децентрализация царской власти, сопровождавшаяся усилением местной родовой знати. Многие чиновники периода правления Тети поставили крупные гробницы, свидетельствующие о росте их независимости. О царствовании Тети не известно ничего существенного, есть предположение, что Тети был убит собственной стражей, но у египтологов нет единого мнения об обстоятельствах смерти Тети. Основатель VI династии Тети правил бесславно и умер по-тихому.

Усеркара- второй фараон VI династии правил 2337 - 2335 год до н. э.

Пепи I (Пиопи I ) – третий фараон VI династии Древнего Египта, правил 2335 - 2285 год до н. э.

Видимо, Пиопи I взошёл на престол очень рано, после насильственной смерти своего отца Тети и какое-то время правил под регентством своей матери. Его продолжительное правление стало одним из последних периодов расцвета Египта, второй половины, Древнего царства. Памятники, датируемые его временем царствования, большие и малые, рассеяны по всему Египту это служит ярким доказательством, что Пепи I был полновластным властелином Египта, от первых порогов до берегов Средиземного моря. Но во времена его царствования растёт независимость и благосостояние областных вельмож, номархов, которые в это время образовывают крупные родовые группы, по своему богатству и престижу конкурирующие даже с царским домом.

Пирамида Пепи I или то, что от нее осталось.

Первоначальный размер: длина стороны 78,5 м, высота 52,5 м, сегодня 70 м и 12 м.

Пирамида или мастаба Пиопи I.

Утвердившись на троне, Пиопи I приступил к завоевательным походам, на Синайский полуостров, Нубию и Палестину. Эти войны имели своей целью укрепить экономическое и политическое господство египтян в соседних странах, поэтому вполне естественно, что они сопровождались широкой внешней торговлей. Египтяне устанавливают прочные торговые связи с прибрежными городами Сирии и главным образом с Библом.

Время правления Пепи I ознаменовалось и значительной архитектурной программой, храмовые комплексы были сооружены по приказу царя: в Абидосе, Бубастисе, Дендере, Иераконполеи на острове Элефантина, все эти памятники дошли до наших дней в плачевном состоянии.

Несмотря на все эти успехи царская власть при Пепи I не была уже достаточно прочной, большинство египтологов считает что его власть в значительной степени была ограничена влиятельными вельможами и жречеством. О попытках Пиопи I найти среди провинциальной знати поддержку своей пошатнувшейся власти может свидетельствовать факт его женитьбы на двух дочерях номарха VIII нома Хуа в верхнем Египте.

Немтиэмсаф I, Меренра I - четвертый фараон VI динистии правил 2285 - 2279 год до н.э.

Неферкара Пиопи II также Пепи II — пятый фараон VI династии Древнего Египта, правил 2279 – 2219 годах до н. э. младший сын фараона Пепи I.


Царица Анехнес-Мерира II держит сына, фараона Пепи II, на руках.

Считается, что Пепи II наследовал престол в шестилетнем возрасте и по преданию прожил до ста лет. Таким образом, его правление продолжалось 94 года, и было самым длительным в мировой истории. Однако есть мнение, что на самом деле фараон правил 60-65 лет, хотя и такой срок довольно большой для одного монарха.

Пирамида фараона Пепи II, с лева от неё: мастаба Шепсескафа, Розовая пирамида и Ломаная пирамиды Снофру.

Пирамида Пепи II.

Древнее название пирамиды Пепи II - Менх-анх Неферкара ("Неферкара утверждён как живущий"). Первоначальная высота 52,5 метра при длине стороны 78,5 метров. Пирамида была построена из малых обработанных блоков и облицована плитами белого турского известняка. На западной стороне некоторые из блоков облицовки сохранились до нашего времени.

Вход в пирамиду находится с северной стороны, все внутренние помещения вырублены в скальном основании известнякового плато. Вход в пирамиду ведёт нисходящий коридор длиной 16 метров под углом 25 градусов, затем он переходит в горизонтальный коридор длиной 38 метров, ранее перегороженный гранитными блоками. Коридор приводит в вестибюль в западном конце, которого имеется проход в погребальную камеру с двухскатной крышей. В ней сохранился саркофаг из черного гранита. На нем имеются иероглифические надписи с титулами и именем фараона Пепи II. Многие стены и потолки помещений украшены рельефами звезд и текстами, это так называемые "Тексты пирамид" которые археологи обнаружили почти во всех пирамидах VI династии Древнего царства. В пирамиде Пепи II настенные надписи сохранились не очень хорошо. Возле его пирамиды были выстроены ещё 7 пирамид-спутниц: 4 ритуальных и 3 для жен Пепи - Нейт, Идут и Уджептен. Четвёртая супруга Пепи Имтес, возможно, не оказала ему должного уважения и в наказание осталась без пирамиды, для пятой жены – по имени Анхесенпепи (букв. «Та, которая живёт ради Пепи») – фараон почему-то приказал построить лишь мастабу.

Дядя Пепи II, брат царицы Анехнес-Мерира, тинский номарх Джау, был назначен им на должности: визиря, главного судьи и начальника столицы, по-видимому, правил за Пепи II до совершеннолетия. Во внешней политике Пепи II опирался на традиции умиротворения. За счет походов в Ливию и Нубию, регулярно пополнялись ряды наёмников, совершалось экспедиции под предводительством «Начальника юга» Хирхуфа (Хуфхора или Хумхора), в Экваториальную Африку от туда приводили рабов-пигмеев. На втором году правления Пепи II, его дядя послал в Иам генерала Хирхуфа с экспедицией на кораблях. Последний привёз оттуда богатую добычу, в частности чернокожего карлика (пигмея), которому восьмилетний фараон был особенно рад (в Древнем Египте пигмеи, ассоциировавшиеся с богом Бесом, использовались в качестве шутов). Некоторые исследователи считают Беса египетским богом, другие настаивали на его переднеазиатском происхождении, третьи предполагали, что Бес появился под влиянием южноафриканской религии.

Бес.

Бес, Бэс, Бесу, Беза (собирательный образ) – в древнеегипетской мифологии «младший» бог-карлик, весельчак, шут богов, змееборец, боец, страж, покровитель сна и домашнего очага, божество счастья и везения, покровитель рожениц и маленьких детей, а также главный защитник бедных и стариков. Мужской аналог богини Баст. Бес не имел никаких храмов или святилищ, он почитался в домах египтян, преимущественно неимущих, рассчитывавших на поддержку своего покровителя. Он изображался в виде уродливого карлика с бородкой, длинным высунутым языком, иронической усмешкой, и короткими толстыми ногами.

Бес Пантеос на папирусе VII – VI вв. до н.э. из Бруклинского музея в Нью-Йорке.

Бес стоит напротив Нехебкау - «объединяющий души». Считалось, что Нехебкау охраняет вход в подземное царство, а также является спутником бога Ра, защищающим его в ночном плавании, он сопровождает Владыку всего сущего через четырнадцать долин Дуата. На папирусе Нехебкау держит в руках новорождённое, взошедшее солнце, здесь изображён момент передачи полномочий по защите солнечного божества от Нехебкау к Бесу. Бес Пантеос на этом папирусе имеет одну пару рук, четыре пар крыльев, птичий хвост и хвост крокодила.

Бес Пантеос, с двумя парами крыльев, хвостом сокола и крокодила, стоит на свернувшейся змее, кусающей свой хвост - Уроборус (от греч. "Хвост" и "Пища") - символ движения космоса. Считается, что данный символ пришёл из Древнего Египта, где он олицетворял вечность и вселенную, а также цикл смерти и перерождения.

В процессе христианизации Египта Бес стал восприниматься как носитель злого начала, с которым никогда не ассоциировался в древнем Египте. В одном коптском тексте говорится о том, как некий ретивый монах-отшельник боролся с Бесом. Забавный карлик, хранитель домашнего очага и храмов, описывается здесь в образе чудовища, отпугивающего своим обликом путников проходящих ночью у руин древнего святилища. Монах и несколько христиан своей молитвой пытаются уничтожить «демона». Конец текста утерян, но можно предположить, что в итоге последователи торжествующей религии "изгнали" древнего бога из его собственной обители. Удивительно, но эта история о Бесе пережила не один век. Еще в XIX веке местные жители рассказывали иностранцам, приезжающим в Луксор, о карлике танцующем ночами в развалинах Карнакского храма Амона. Не тот ли это карлик, описанный в легенде Ушмаля, возможно он перебрался через океан чтобы его оставили в покое, но христиане впоследствии достали его и там.

Пирамида Пепи II.

Не все походы Пепи II в Нубию закончились удачно. Так, во время похода к югу от Уауата нормах Элифантины – Меху был убит, после чего его сын Себни собрал войско, в своих владениях и двинулся на юг, чтобы покарать племя виновное в гибели отца. Поход прошёл успешно, Себни вернулся с большой добычей и телом отца. Затем Себни, получивший титул «начальника юга», во главе значительной флотилии был послан фараоном в Пунт. Оттуда он привёз, помимо прочих товаров: золото, слоновую кость, ладан, камедь и леопардовые шкуры.

Когда в Нубии вспыхнуло восстание воинственных племен Уауата и Ирчета, Пепи II послал против мятежников номарха Пенинахта (Пиопинахта) «начальника чужеземных стран». Пенинахта подавил восстание, привёл детей вождей в качестве заложников и множество пленных. Второй поход Пенинахта в эти земли был ещё более удачным, разгромив Нубийцев, он доставил в Мемфис десятки тысяч пленников, множество крупного и мелкого скота, захватил в плен двух вождей и их военачальников.


Гробницы в скалах по пути в страну Пунт. здесь нашли надписи об экспедициях в страну Пунт.

Надписи в этих гробницах, времён Пепи II, рассказывают о «начальнике палаты» и флотоводце Хнумхотепе из Элефантины, который вместе со своим господином князем „казначеем бога“ Тети и с „казначеем бога“ Хеви (или Хуи), одиннадцать раз плавал в Кебен — в Пунт и возвращался благополучно посетив эти страны.

Другая экспедиция посланная в Пунт, Пепи II, окончилась неудачей. Египетский вельможа Ананхет – «начальник моряков», возглавлявший экспедицию, достиг берега Красного моря, но был убит «жителями песков» (хериуша) из племени Аму. Вместе с Ананхет погиб и его военно-морской отряд. Пепи II жестоко отомстил за смерть Ананхет, послав против кочевников карательную экспедицию под руководством Пепинахта.

Стела Пепи II. Указ Пепи II, предоставляющий налоговую неприкосновенность храму Мина.

Несмотря на длительность правления Пепи II при его правлении продолжается усиление власти номархов и жречества, Пепи вынужден был освободить многие храмовые хозяйства от государственной повинности на «дом царя», что свидетельствует о дальнейшем упадке царской власти. В результате, децентрализованные тенденции привели к падению Древнего царства, после смерти Пепи II к власти приходит его приемник Меренра II шестой фараон VI династии правил 2219 – 2218 год до н.э. правил он один год, за ним правит седьмой фараон (царица) Нейтикерти 2218 - 2216 год до н.э. правила два года. Как мы видим, при правлении VI династии власть фараонов не смогла укрепиться, происходит развал государства.


Пирамида Пепи II.

Последующие VII и VIII династии не смогли остановить развал государства, а засуха, 2200 года до н. э., одно из наиболее тяжелых социальных потрясений вызванных климатическими событиями того времени, только ускорила это процесс. Засуха продолжалась в течение 100 – 150 лет и вероятно способствовала падению Месопотамской цивилизации и Древнего Египта. Настали темные времена, экономика рухнула, изначально пострадал Месопотамский регион, затем засуха достигла Египта. Началась анархия и хаос, названный Первым переходным периодом. Около 2150 года до н. э., в следствии низкого разлива Нила, Древнее царство было разрушено, голод, общественные беспорядки и раздробленность продолжались приблизительно 150 лет.

Первый переходный период в истории Древнего Египта был приблизительно с 2150 по 2000 гг. до н. э.

При правлении VII – Х династий, власть фараонов была лишь номинальной, в Египте царила политическая анархия, власть перешла в руки номархов (губернаторов). Сложная государственная бюрократическая машина пришла в упадок. Утрата государственного единства стала причиной развала ирригационной системы, вызвавшего экономический кризис и массовый голод, народ бунтовал, в стране бродили разбойничьи шайки, чернь грабила заупокойные храмы и усыпальницы. В Первый переходный периода почти все пирамиды и усыпальницы наследников престола и высоких сановников были разграблены и опустошены, северные провинции периодически подвергались набегам Хабиру, западные кочевников из Ливии.

Неспособность номов собственными силами справиться с экономическими трудностями усилила объединительную тенденцию. Первым претендентом на роль «собирателя» египетских земель стал Гераклеополь, один из крупнейших городов на севере Верхнего Египта, его правителям удалось подчинить Дельту и ном Верхнего Египта Тина, отразить вторжение кочевников и укрепить северные границы, начиная с Ахтоя (Хети) они претендовали на титул царей всего Египта (IX – X династии).

Однако в своей борьбе за объединение Египта Гераклеопольское царство встретило соперника в лице образовавшегося на юге Фиванского царства, контролировавшего долину Нила от Абидоса до Ассуана. Их конфронтация завершилась в конце XXI века до н.э, победой Фив при фараоне Ментухотепе II, основавшего XI династию. Юг опять одержал победу, и целостность Египетского государства была восстановлена.

Приблизительно в 2000 году до н.э. начался исход одной семито-шумерской родовой общины из города Ур во главе с Фаррой и его сыном Аврамом, так повествует Библия. Но где находился город Ур? В Месопотамии, в государстве Шумер. Значит и нам туда, посмотрим, что там происходило.

Поэтому мы с вами сделаем отступление, и вернемся в четвертое тысячелетие до н.э. к истокам Шумерской цивилизации, которая согласно хронологии старше Египетской, для того чтобы понять как жил человек в то время.