Глава 7. Египет. Часть 3. Некрополь Гизы

Великие пирамиды на плато Гиза. Создаётся впечатление, будто бы пирамиды находятся в оазисе.

Название Некрополю дало плато Гиза, само плато названо в честь городка Эль-Гиза, Гизех, что находится в 8 км восточнее от пирамид на реке Нил, примерно в 25 км к юго-западу от центра Каира, в настоящее время является его окраиной.

На самом деле пирамиды находятся на краю оазиса и пустыни.

Нил из космоса.

А сам оазис, это узкая полоска плодородной земли вдоль русла реки Нил, зажатый в тисках пустыни. С такой высоты Нильская цивилизация похожа на лилию, бутон которой распустился на берегах Средиземного моря, листом является Каир, стебель - Нил протянулся с севера на юг через весь Египет корнями уходя в Эфиопию.

Некрополь на плато Гиза.

Некрополь в Гизе это великолепный ансамбль древних памятников объединенных воедино, это басы древней архитектуры. Некрополь на плато Гиза, на сегодняшний день, состоит из: пирамиды Хеопса (Хуфу) или Великая пирамида, пирамиды Хефрен (Хафра), относительно скромной по размеру пирамиды Микерина (Менкаура), Сфинкса, храма Сфинкса, Нижнего храма Хефрена, а также ряда меньших пирамид-спутников известных как «Пирамиды Цариц», саркофагов для «Солнечных лодок» и нескольких сот мастаб царедворцев. Как вы видите проект грандиозный, нечто подобное можно встретить еще только в одном месте на Земле в Мексике, это чудо древней Мезоамериканской архитектуры – церемониальный комплекс Теотиуакан.

Церемониальный комплекс - Теотиуакан.

Даже на расстоянии, пирамиды выглядят исполинами, по сравнению с многоэтажками.

В отличие от пирамиды Джосера, эти пирамиды имеют не ступенчатую, а строго геометрическую, пирамидальную форму, как их прообраз Красная пирамида. Но здесь грани пирамид поднимаются под углом от 51° (пирамида Менкаура) до 53° (пирамида Хефрена). Грани точно ориентированы по сторонам света. Пирамида Хеопса построена на массивном природном скальном возвышении высотой в 9-11 метров, которое оказалось в самой середине основания пирамиды, и составляет 11-18% от объема пирамиды.

Фараон Хуфу (Хеопс).

Хуфу, Хеопс – второй фараон IV династии Древнего царства (2551 – 2524г. до н.э.). Предположительно строитель Великой пирамиды в Гизе Полное имя фараона Хеопса (Хнум-Хуфу) – «Меня защищает бог Хнум».

Хнум – бог демиург (творец), создавший человека на гончарном круге, в древнеегипетской мифологии Хнум бог плодородия, сын бога – демиурга Нуна, бог Нун создал Мир на гончарном круге. Священное животное Хнума - баран со спирально закрученными рогами.

На данной фотографии отчётливо видно, что все четыре грани пирамиды Хеопса вогнуты, на пирамиде Хефрена такого эффекта не наблюдается, а вот на пирамиде Микерина вогнуты только две грани, восточная и западная.

С восточной и западной стороны пирамиды Хеопса, расположены мастабы вельмож и царедворцев восточного и западного сектора. Южный сектор это большой треугольник, основание которого протянулось, от Верхнего храма Хефрена, строго на север, до пирамиды Менкаура, треугольник сходится клином у «Гранитного» (Нижнего) храма Хефрена.

На аэрофотоснимках хорошо видно: пирамида Хуфу окружена правильными рядами прямоугольников. Это гробницы вельмож и царедворцев – мастабы. Мастаба происходит от арабского слова, означающего глиняную скамью рядом с жилищем. Эти гробницы, напоминают правильные трапеции, строились они из привезенных или же здесь добытых каменных блоков, но есть и скальные гробницы. Так как от наружных стандартов отклонение было недопустимо, вельможи соревновались в красоте и архитектурной отделки мастаб изнутри.

Мастабы Восточного сектора.


Мастабы Западного сектора.

Мастабы Южного сектора.

Мастаба Сешемнефера IV стоит в непосредственной близости к пирамиде Хеопса, лучший фасад из всех мастаб некрополя.

По одной из версий Сешемнефер IV был хранителем некрополя на плато Гиза, по другой главой королевского гарема. В любом случае должность у Сешемнефера IV была не маленькая.


Снаружи мастаба выглядит великолепно, должно быть, и внутри соответствующее убранство.


Но в нутрии довольно просто, иероглифы на стенах, ложная дверь и пустой саркофаг.


Рельефная надпись. Ложная дверь.

Настенные изображения являются не просто украшением гробниц, их назначение это прислуживать Ка умершего. Все изображения в гробнице образуют строго организованную единую систему, которая направлена на обеспечение Ка всевозможными благами.

Ка -дух человека, существо высшего порядка, олицетворённая жизненная сила, считавшаяся божественной. В современном понятии бессмертная душа человека.

Умершим приносили всевозможные дары, для того чтобы Ка мог этими дарами пользоваться, на западной стене гробницы делалась ложная дверь - изображение двери, через которую Ка приходит в гробницу из астрала. Возле ложной двери люди молились и просили о помощи.


Мастаба Сешемнефера IV «Повелителя некрополя».


Мастаба Каи. Мастаба Депхена.

Мастабы вельмож довольно скромные на вид, так как были стандарты от которых нельзя было отступать, только Сешемнефер IV заслужил право на особый вид своей мастабы. Но зато роскошь на внутреннее убранство ни кто не ограничивал, в некоторых мастабах интерьер гораздо богаче, чем в гробницах фараонов.


Статуи в мастабе Иду.


В нутрии мастабы жреца Кара.


Статуи жреца Кара и членов его семьи.

Самым большим надгробием в Мире, является пирамида Хеопса.

Пирамиды, с права на лево, Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена), Микерина (Менкаура).

В Египте официально установлена и празднуется дата начала строительства пирамиды Хеопса – 23 августа 2560 года до н. э. Данная дата получена с использованием астрономического метода Кейт Спенс ун. Кембридже.

Существуют три спорных мнения датировки строительства пирамиды это: Стивена Хака ун. Небраска 2720 до н. э. Джуана Антонио Бельмонте ун. астрофизики в Канарисе 2577 до н. э. и Поллукса ун. Баумана 2708 до н. э. Радиоуглеродный метод даёт диапазон от 2680 до н. э. до 2850 до н. э., ни одна из этих датировок не совпадает с датой правления Хеопса. Учёные спорят – пирамиды молчат.

На переднем плане пирамида Хеопса (северо-западная сторона).

Пирамида Хеопса (Хуфу)крупнейшая из египетских пирамид, это единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Площадь её основания составляет 53 064 м/кв, это больше чем площадь 8 футбольных полей 64х100м. Общая площадь боковой поверхности 85000 м/кв. Первоначально высота пирамиды составляла 146,6 метра, в настоящий момент её высота приблизительно 138 метров. Длина сторон основания пирамиды: юг – 230,454 м; север – 230,253 м; запад – 230,357 м; восток – 230,394 м. Угол наклона боковых граней 51°52'. Объём пирамиды составляет 2 593 000 м.3, после вычета скального основания, высотой 12 метров, во круг которого построена пирамида (оно составляет 23% от объема пирамиды) и всех известных полостей, приблизительный объем пирамиды составит 1 925 000 м.3. Колличество условных блоков (объемом одного блока 1,147м.3) в пирамиде 1 925 000/1,147=1 678 000 средний удельный вес известняка 2600 кг/м.3 , вес одного условного блока 3 тонны, вес пирамиды составит 1 678 000×3= 5 035 000 тонн.

Архитектором пирамиды считается Хемиун, визирь и племянник Хеопса. Интересно, где он спрятал проектную документацию, просто не верится что строил он на глаз без предварительных расчетов.

Пирамида Хеопса (северо-западная грань). Если вы не были на плато Гиза то вам трудно представить размер пирамид.


Храм Минакши в Мадурае.

Имеет почти те же размеры что и пирамида Хеопса, 258 метров в длину и 223 метра в ширину, занимает площадь в 57534 м3, но объём строений, храма Минакши, не превышает 3% от объёма пирамиды Хеопса, а высота пирамиды почти в три раза больше самой высокой гапуры (башни) 52 метра.

Пирамида Хеопса.

Как строили пирамиды в Гизе, ни кто не знает есть только версии. Не один современный архитектор не возьмётся воссоздать подобное, без продвинутых технологий, даже при не ограниченном финансировании. А нам говорят, что египтяне сотворили это чудо вручную, медными зубилами и пилами, они долбили и пилили скальную породу, разделяя ее на блоки, затем блоки обвязывали пеньковыми канатами и тянули их по пальмовым каткам.

Медь мягкий метал, и зубило быстро изнашивается, а распилить гранит медной пилой с помощью абразива практически невозможно, легче гитарной струной спилить вековой дуб. Длинноволокнистая конопля, из которой делают пеньковые канаты, в то время в Египте не произрастала, значит, канаты нужно было бы завозить в огромных количествах, канаты из местной культуры были бы толстыми и тяжёлыми, так как структура волокна у местной культуры короткая. Передвигать блоки на пальмовых катках, можно но не в таком количестве, древесина пальмы мягкая и катки быстро изнашиваются, твердой древесины в Египте почти нет, значит, и древесину нужно было завозить. Это самые лёгкие задачи, которые нужно было решить древним зодчим. Но хозяйственных записей о закупке и транспортировки этого сырья, в огромном количестве, нет хотя египтян были на счёт этого скрупулёзными людьми.

Вход в пирамиду находится на высоте 16 метров, северная сторона.


Главный вход в пирамиду Хеопса, ниже «Вход халифа».

«Вход халифа» в пирамиду Хеопса.

Сегодня туристы попадают внутрь пирамиды через пролом, который сделал в 820 г. халиф Абу Джафар аль-Мамун, прорубив ход длинной в 17 метров.

Вход, пробитый халифом Абу Джафар аль-Мамуна.


Семнадцати метровый пролом в пирамиде Хеопса.

Обходной туннель халифа Абу Джафар аль-Мамуна, ведет в обход гранитных пробок к нисходящему и восходящему туннелю. В конце пролома начинается 105 метровый нисходящий тоннель 1,04 х 1,19 м. Он идет в низ под углом 26,30 градуса. Пролом ведет к скальному основанию расположенному в центре пирамиды, оттуда вниз к подземной камере, которая считается незаконченной. Отклонение туннеля не превышает 6 – 7 мм. по бокам, и 8 мм. по потолку, кроме того есть участок туннеля в 45 м, где средняя погрешность не превышает 0,5 мм.

Нисходящий тоннель, ведёт прямиком в подземную камеру.

Внутри пирамиды Хеопса находятся три камеры, расположенные одна над другой.


Подземная камера.

Принято считать, что «Подземная» камера не достроена, но есть теория, что вся пирамида была храмом посвящения фараона на высший уровень. Посвящение адепта начиналась здесь в подземной камере, затем он переходил в камеру «Царицы», а заканчивалось посвящение в камере «Царя». Адепт проводил в каждой камере по несколько дней. Подземная камера служила своего рода резонатором, камертоном который настраивал адепта на частоту пирамиды. Поэтому выборку породы в подземной камере, на последнем этапе, делали понемногу и как только жрецы добились нужной частоты, работы прекратили.

Подземная камера, западная и восточная стена. Размеры камеры 14 х 8 х 3,5 метра.

Несколько дней в одиночестве и в полной темноте нужны были для того чтобы адепт очистил свою душу, настроил свой разум, уловил частоту пирамиды.

Некоторые исследователи считают, что строительство этой комнаты было начато задолго до постройки пирамиды Хеопса.

Из подземной камеры поднимаемся до пролома, а от туда по восходящему тоннелю направляемся к Большой галереи. Изначально восходящий тоннель был запечатан тремя большими гранитными «пробками», которые Аль-Мамуну не удалось пробить, он просто выдолбил проход в более мягком известняке, обходя эти пробки. Этот проход используется и до сих пор.

На втором снимке, вверху, гранитная пробка, сделана из редкого красного гранита, идентичного с гранитом горы Синай, где Моисей получил 10 заповедей от Бога.


Восходящий туннель, ведёт в Главную галерею.

Двигаясь по нисходящему туннелю, в 18 метрах от главного входа, мы выйдем к восходящему туннелю. Он идёт вверх под углом 26,5°, ориентирован на юг, его длина около 40 м, оканчивается в нижней части Большой галереи.

Рабочий тоннель-шахта.

В конце восходящего тоннеля есть вертикальная шахта, протяженностью 60 метров. Эта шахта ведёт в нисходящий тоннель и выходит рядом с подземной камерой. Предполагают, что сделана она была для вывода рабочих, после того как они запечатают камеру Царя и восходящий тоннель. Пробивали ли эту шахту сверху или снизу или с двух сторон одновременно не важно, удивительное в этой шахте то как рабочим удалось так точно выйти на цель.

Восходящий тоннель вывел нас в Большую галерею, в начале галереи развилка, по центру вход в камеру «Царицы».

Погребальная камера Царицы.

Высота камеры Царицы 6,7 м, длинна 5,7 м и ширина 5,2 м, она сложена из идеально подогнанных известняковых блоков, возле входа, в стене, есть ниша, предположительно для статуи фараона.

Большая галерея, вверху, в конце галереи камера Царя.

Огромный, узкий, очень высокий, наклонный коридор сложенный ложным сводом, ширина между стенами внизу равна 2,09 метра, ширина свода 1,05 метра, высота галереи 8,5 м, длинна 47 м. На бордюрах вдоль лестницы проделаны по 27 прямоугольных отверстий, в них, возможно, вставлялись статуи богов или фараона.

Вид сверху от предкамеры Царя.

Потолок Большой Галереи сложен из 36 плит. Конструкция его такова что ни одна из вышележащих плит не давит на нижележащую. Плиты уложены уступами, они опираются только на стены, но не друг на друга: от сползания вниз каждая плита потолка упирается в свой пилообразный выступ, проделанный в стене.

Вход в предкамеру Царя.

Предкамера Царя вверху видны выборки под бревна (1) и пазы для канатов (2).

Предкамера Царя это своего рода сейфовый замок, здесь стоял запорный механизм, состоящий из трех гранитных блоков.

Реконструкция предкамеры Царя. Схема запорного механизма в предкамере.

Погребальная Камера Царя.

Камера Царя находится на высоте 42,7 метра от основания пирамиды, ее размеры 5,23 х 10,46 метра, высота 5,81 метра. Камера сделана из черного гранита, доставленного из Ассуанской каменоломни. Камера Царя больше похожа на кабинку лифа, есть даже такая "Лифтовая" теория, где камера царя – лифт телепорт.

В западном углу Камеры Царя, стоит саркофаг из одного куска, коричнево-серого гранита, без украшений и каких либо надписей, он шире входа, а значит был установлен во время строительства.

Саркофаг фараона Хеопса.

Халиф Абу Джафар аль-Мамун, надеялся найти здесь несметные сокровища фараона, но обнаружил только слой пыли толщиной в два пальца, «все уже украдено до нас» подумал халиф. После того как вскрыли Погребальную камеру Царя, халифу приходилось подбрасывать золотые изделия, чтобы войско не взбунтовались. Аль-Мамун потерпел фиаско, он не нашел ни каких ценностей в пирамиде. Видимо ценности при первых четырех династиях у людей были другие, а потом хребет родовой аристократии надломила V династия, жреческая династия Ра из Гелиополя. Правящей аристократии разбавили кровь, вот здесь ценности и поменялись, материальные блага стали ценить выше духовных. Мы иной раз не там ищем, смотрим на сокровище и не видим его, просто взгляните на вещи глазами людей живших в то время и вы увидите, что в истоках каждой цивилизации лежат принципы демократии и пока эти принципы соблюдаются, цивилизация процветает при этом ценности у людей общие. А какая ценность есть в Египте? Сколько золота было у фараонов или сколько его хранится в запасниках современного Египта, ответит не каждый. Зато почти каждый скажет, что знает о пирамиде Хеопса, слышал о Сфинксе на плато Гиза. Вот оно богатство перед глазами твоими человек, а ты злата ищешь, это и есть самая большая ценность, информация, заложенная в древних мегалитических сооружениях. Вот и скажи, что древние не мудры …Мир устоит на знании столпах, а злато превратится в прах…

«Северный» воздушный колодец.

Больше здесь ни чего нет, кроме пары воздушных колодцев, «Северный» и «Южный» вот один из них. Воздушный колодец название современное данное из-за сходства с вентиляционными шахтами, но на самом деле, ни какого отношения к вентиляции не имеет, последние исследования показали, что колодец перегорожен как минимум двумя каменными пробками.

Выход из камеры Царя.

Погребальная камера царя над ней 5 разгрузочных камер. Боковой лаз в первую разгрузочную камеру.

Над камерой Царя находятся пять разгрузочных полостей, общей высотой 17 м, между которыми лежат монолитные плиты толщиной около 2 м, а выше – двускатное перекрытие. Считается, что их назначение — распределять вес вышележащих слоёв пирамиды (около миллиона тонн), чтобы защитить от давления камеру Царя. В этих пустотах обнаружены граффити, оставленные, вероятно, рабочими.

Первая разгрузочная камера, остальные камеры подобные этой. Пятая имеет свод (эти граффити наших современников).

А вот интересная теория зеркальной симметрии. Если наложить зеркальное отражение на схему, всех известных на сегодняшний день пустот, пирамиды Хеопса, то мы увидим «Бутон лотоса».


Схема пирамиды Хеопса, вид с западной и восточной стороны.


Бутон лотоса или остов короля.

Очень красивая теория, неимоверное совпадение. Изучая историю древних цивилизаций, мы постоянно натыкаемся на совпадения, и вот глядя на эти совпадения, начинаешь задумываться, а совпадения ли это? «… и все таки, меня терзают смутные сомнения. У Шпака магнитофон, у посла медальон…». Мы отмахиваемся от фактов, используем слово совпадение когда что-то не понимаем или не можем объяснить. Дело в том, что мы боимся признать то, что у древних были технологии не уступающие нашим, а порой превосходящие их. Возможно технологии были, но обладали ими единицы, вот эти люди и были правителями и верховными жрецами. Да и были ли они людьми? Кто они и как выглядили сказать трудно, но есть много версий. Одна версия говорит о том, что это представители с иной планеты. Вторая, что это пришельцы из параллельного измерения. В третьей, это путешественники во времени. В четвертой говорится, что это осколки нашей последней протоцивилизации, которая погибла 14 тыс. лет назад. Есть ещё множество гибридных версий. Есть и официальная – все сделано руками человека. Да никто и не спорит! Но кто-то же помог этому человеку? В мифологии мы их называем богами, анунаками, ангелами, чародеями, волшебниками, мудрецами и т.д. У них много имён, их след, пока что, прослеживается до IV тыс. до н.э., а те места которые они посещали, превращались в центры древних цивилизаций. До их прибытия, местные народы вели обычный образ жизни, людей позднего неолита, и вдруг цивилизация зарождалась вроде бы неоткуда, на ровном месте, сама по себе. Создаётся впечатление, как будто кто-то шествовал по планете, неся знания, и технологии.

Если посмотреть на карту Мира, то мы увидим, что зарождение цивилизаций, на планете Земля до 3000 г. до н.э. имело единичные случаи. Как будто боги ищут место для создания фундамента, на котором впоследствии будет строиться цивилизация человечества. После 3000 г. до н.э. цивилизации расползлись и укоренились по всей планете. Развитие цивилизаций происходило ступенчато, одна цивилизация подставляла спину для развития следующих, как будто кто-то уносил некие артефакты, божественные «Ме», из развитой страны на новое более перспективное место, а через время там зарождалась молодая цивилизация, при этом старая цивилизация, как правило, грязла в коррупции и гибла. Кто шествовал по планете? Мы или боги? решать вам.


Первые туристы или паломники.


Есть ли код у пирамиды Хеопса?

1. Длина двух граней основания пирамиды равна 460,73м. это число близкое к экваториальной скорости вращения Земли вокруг своей оси 465м./с. Погрешность в 4сек.

2. Если из длины окружности, описанной вокруг основания пирамиды, вычесть длину вписанной окружности, то получим число 299726, близкое к скорости света 299792км/с. Погрешность в 66км.

3. Если сумму двух граней пирамиды, разделить на её высоту 460,73/146,6м. получим число 3,1427 число Пи -3,1416см. Погрешность 0,0011см.

4. Если видимую площадь пирамиды разделить на её основание 85500/53000м2. мы получим число 1,611 близкое к числу Ф -1,618см. или Золотое сечение. Погрешность в 0,007см. Возможно это и есть число Тота, которое, по приданию, так искал Хуфу.

5. Изначальная высота пирамиды 146,6м. при масштабе 1:1 000 000 000 получим число почти равное расстоянию от Солнца до Земли в перигелии 147117000км. Погрешность в 517000км.

Самая большая погрешность менее 1%, это же какими инструментами они пользовались при строительстве и вычислениях, или это тоже совпадение? Может и совпадение не спорю, у каждого свое мнение. Для того чтобы сформировать свое мнение нужно сделать вывод из информации которой вы владеете. Сделать объективный вывод из одного источника информации не удастся, чем больше источников информации тем легче делать анализ, произошедшему, происходящему или прогнозировать будущее. Для того чтобы сделать хоть какой то вывод я пользуюсь правилом С.С.С. – Случайность. Совпадение. Система. Изучая историю человечества, макро и мокро космос, я везде нахожу систему. Ничего случайного во Вселенной нет, это только нам кажется что мы сами по себе, индусы называют это майей (иллюзия, наваждение) иллюзорный мир из которого мы хотим вырваться, не подразумевая что мы сами создаём проекцию будущей жизни. Эта иллюзорная паутина облепила нас со всех сторон и держит в "невесомости" а мы боимся оборвать нити из страха падения в неизвестность.

Верхушка пирамиды Хеопса.

С восточной стороны пирамиды Хеопса, у подножья, расположены: два саркофага «Солнечных лодок» фараона, между ними остатки базальтового пола, Верхнего заупокойного храма Хеопса, чуть далее три пирамиды: матери Хеопса Хетепхерес (слева) и его жён, Мерететис (в центре) и Хенутсен.

Вид с высоты пятидесятого этажа.

В 1954г. с восточной стороны, пирамиды Хеопса, археологи нашли самый древний корабль на Земле - деревянную ладью, названную «Солнечной ладьей».


Северный, саркофаг «Солнечной ладьи».


«Солнечная ладья» фараона Хеопса.

Саркофаг «Солнечной ладьи» был накрыт сорока блоками весом от 17 до 20 тонн. Перед «погребением» ладья была разобранная на 1224 части, она была построена из кедра без единого гвоздя и, как свидетельствуют сохранившиеся на ней следы ила, ещё плавала по Нилу, накануне “погребения”.


Фрагменты «Солнечной ладьи».

Процесс сборки продолжался более десяти лет, в 1971 году ладью поместили в специальный ангар, с южной стороны пирамиды Хеопса, сейчас это музей «Солнечной ладьи».


С южной стороны пирамиды Хеопса построен музей «Солнечной ладьи».


Каменные блоки накрывавшие саркофаг «Солнечной ладьи», выставлены перед музеем.

Музей «Солнечной ладьи».


«Солнечная ладья», нос корабля.


Палуба гребцов.

Ладья в длину 43,6 м., в ширину 5,6м., построена из ливанского кедра и незначительная часть из египетской акации.

Ближе к корме есть надпалубная надстройка так называемый Ют – каюта, помещение для капитана и его приближенных, в данном случае для фараона и свиты.


Левый борт.

Осадка корабля довольно низкая всего 1,5 метра это говорит о том, что ладья была предназначении для плаванья по реке.

Корма – задняя часть корабля, на корме два рулевых весла.

Кают-компания фараона.

Ют довольно большой 9 на 4,5 метра, был разделен как минимум надвое, возле гребцов было отделение для свиты, на корме покои фараона.


Палуба гребцов, правый борт, изначально на ладье было десять пар весел, для музея оставили пять пар.

«Солнечная ладья» фараона Хеопса.


Макет «Солнечной ладьи».

«Солнечная ладья».

В загробном мире фараон должен был плыть в ней по небесной глади вместе с богом солнца Ра.

Западная сторона пирамиды Хеопса, пирамида состоит из двухсот десяти рядов.

Интересно было бы посмотреть на пирамиды Гизы, когда на них была облицовка, которая сверкала на солнце так, что свет можно было видеть с Луны, сегодня же мы можем об этом только судить, и то по маленькому фрагменту сохранившемуся на верхушке пирамиды Хефрена.

Верхушка пирамиды Хефрена.

У восточного подножья пирамиды Хеопса.

Между саркофагов священных лодок, чернильным пятном, лежит базальтовый пол, это все что осталось от Верхнего заупокойного храма Хеопса, Нижний заупокойный храм тоже не сохранился.

Базальтовый пол Верхнего заупокойного храма Хеопса.

Пирамида была окружена широким двором, вымощенным известняковыми плитами. С восточной стороны пирамиды стоял Верхний заупокойной храм Хеопса, от него остался лишь базальтовый пол. Здесь же три пирамиды матери и жен Хуфу, они стоят подряд вплотную друг к другу. Пирамида матери Хеопса сохранилась хуже, наверное, искали сокровища, а заодно растаскивали каменные блоки для постройки своих домов.

Бен-Бен или пирамидон – верхушка от пирамиды Хеопса на заднем плане пирамида царицы Мерететис.

Пирамида царицы Хенутсен.

За пирамидой Хенутсен был расположен храм Исиды сейчас это руины.

Руины храма Исиды, с восточной стороны пирамиды царицы Хенутсен.

Пирамида царицы Хенутсен, южная сторона.

Сравните, на этой фотографии, человека и пирамиду Хенутсен, наследующей пирамиду Хенутсен и пирамиду Хеопса, я думаю, этого будет достаточно, чтобы вы смогли представить размер пирамид на плато Гизы.

Пирамида фараона Хеопса и пирамида царицы Хенутсен. Все познается в сравнении,

Странная выборка 5 на 5 метров на северо-восточном ребре пирамиды Хеопса.

Следующая пирамида Хефрена.