Глава 7. Египет. Часть 4. Комплекс плато Гиза

Басы архитектуры.

Пирамида Хефрена.

Вид на плато Гизы с пирамиды Хеопса (юго-западный угол). Внизу мастабы (гробницы) вельмож, через дорогу пирамида Хефрена, огни вдали это окраина Каира.

Пирамида Хафра, нам она известна как пирамида Хефрена.

Плато Гиза.

Пирамида Хефрена.

Хафра – "Подобный Ра", "Ра воплощающий", в греческом варианте Хефрен или Суфис II – четвёртый фараон Египта IV династии; царствовал, согласно Туринскому папирусу, 24 года (предположительно, между 2516 - 2493 до н. э.). Почему четвертый? Учёные предполагают, что после Хеопса правил его первенец Джедефра, но срок его правления был не долог. Считается, что Хафра был вторым сыном (в плане первородства) и унаследовал трон после Джедефра, но есть мнение, что Хафра мог быть братом фараона Хеопса. Почитание Хафра как бога просуществовало до периода Позднего царства.

Фараон Хафра (Хефрен).

Пирамида Хафра немногим меньше пирамиды Хуфу, но она стоит на более высоком холме и кажется выше, а ее более крутой склон делает её достойной соперницей Великой Пирамиды. Размеры пирамиды Хефрена 215,3 × 215,3 м. (210,5 х 210,5) высота 143,5 м. (136,4). Угол наклона граней равен 53°10’ и 52°02’. Местное название Урт-Хафра («Хафра Великий» или «Почитаемый Хафра»). Построена была на сорок лет позже пирамиды Хеопса.

Пирамида Хефрена (восточная и северная сторона).

Пирамида Хефрена, так же, как и ее две знаменитые спутницы, пирамиды Хеопса и Микерина, на протяжении нескольких тысячелетий является местом паломничества ученых и туристов со всего мира. Одни посещают это удивительное место чтобы осмотреть достопримечательности плато Гиза, другие в надежде найти здесь ответы на многие вопросы, касающиеся технологий строительства, времени возведения пирамид, а так же для чего они были предназначены.

Вход (пролом) в пирамиду Хефрена (северная сторона).

У пирамиды Хефрена, простейшая схема туннелей, здесь не заблудишься, проще только у пирамиды Хуни - Снофру в Медуме. Первый, верхний, нисходящий туннель расположен на 15 метровой высоте с северной стороны пирамиды, его длина около 40 метров наклон 26 градусов, он ведет от входа к развилке.

Нисходящий туннель в пирамиду Хефрена, около 40 м.


Подземные помещения внутри пирамиды Хефрена.

Второй туннель, нижний, протяженностью в 75 метров, начинается в 10 метрах от пирамиды, на урлвне ее основания. Вначале идет нисходящий туннель длиной в 35 метров, он опускается на глубину 12 метров, под углом 25 градусов. Затем идет прямой 15 метровый коридор с подземными помещениями, за ним следует восходящий туннель длинной в 25 метров, в конце он встречается с первым туннелем.

Разветвление туннелей. Система туннелей, гробница и помещения выдолблены в скальной породе.

Далее идет прямой 55 метровый туннель-коридор, он приводит к погребальной камере Царя. Погребальная камера царя размещена на оси основания пирамиды, в ней установлен саркофаг фараона.

Коридор длиною в 55 метров, ведущий к погребальной камере Хефрена.

Погребальная камера фараона Хефрена.

Погребальная камера расположена с востока, на запад ее длинна 14,2 метра, ширина 5,0 метров, высота 6,8метра. Камера царя вытесана в скале в ней находится саркофаг фараона, сделанный из гранита.

Саркофаг фараона Хефрена.

Погребальная камера Царя.

Саркофаг фараона Хефрена.


Пирамида Хефрена. У подножья пирамиды Хефрена, с восточной стороны видны руины Верхнего заупокойного храма.

Руины Верхнего заупокойного храма Хефрена.

У всех пирамид есть Верхний и Нижний заупокойный храм, Верхний храм находился непосредственно возле пирамиды, а Нижний храм располагался на берегу или в непосредственной близости Нила. У Хефрена Нижний храм сохранился лучше Верхнего, он расположен возле Сфинкса, мы ознакомимся с ним позже.


Пирамида Хефрена (юго-западная грань).

Для того чтобы выровнять основание под пирамиду Хефрена, строителям пришлось снять 10 метров скального породы, с северо-западной стороны.

1 – Северный «карьер» у подножья пирамиды Хефрена. 2 – Западный «карьер» у пирамиды Хефрена, вдали пирамида Микерина.

Северный карьер.

Массивные нижние ярусы пирамиды Хефрена, вырезаны в скальном основании они доходят до пятого ряда с северо-западной стороны.

Западный карьер.

Некоторые исследователи утверждают что пирамиды Гизы построены из местного известняка. Можно сказать, что это утверждение частично верное, действительно некоторые блоки для пирамид вырезали здесь, но все что было добыто на плато Гизы едва хватило бы чтобы выложить пятнадцать уровней пирамиды Хефрена.


Пирамида Хефрена. Как мал человек в соотношении с пирамидой

Верхушка пирамиды Хефрена, напоминает снежную «шапку» на вершине горы


Пик пирамиды Хефрена.

Пирамида Хефрена.

В 1954 году британские археологи по изучению Стоунхенджа в Англии, провели эксперимент по транспортировке каменного блока весом в полторы тонны. Блок привязали к простейшим деревянным салазкам, в упряжь впряглись 32 молодых мужчины, угол наклона составил 4 градуса. Эксперимент показал, что без специального оборудования такая работа весьма трудоемкая и изнурительная. После того как стали подкладывать катки тащить стало легче и все же, по расчетам экспериментаторов один человек смог тянуть не более 60 килограмм. Вывод, создать что-то грандиозное, таким способом не предоставляется возможным.

Верхушка пирамиды Хефрена. Фрагмент облицовки пирамиды Хуни-Снофру в Медуме.

Как вы видите, технология не изменилась, качество облицовки одинаковое. Видимо, пирамиды вначале имели не обтесанный вид, затем ставились леса и каменотесы сверху вниз начинали срубать лишний камень, а шлифовальщики доводили работу до стандарта. Я не представляю, как это можно было сделать без специального оборудования. Если это сделали Египтяне, тогда какими инструментами они пользовались при проектировании и строительстве Великих пирамид. Современные инженеры утверждают, что без специального оборудования и лазерных приборов измерения, создать подобное не возможно.

Да и время постройки не совпадает с количеством уложенных блоков, судите сами. Примером послужит пирамида Хеопса, количество блоков – 1 671 000 по 3 тонны каждый, время постройки – 20 лет. Для того чтобы уложить один блок с подгонкой и шлифовкой на месте понадобится чуть больше 6 минут, 1671000/20/365,25/24 = 9,5 блоков в час или 1 блок за 6 минут 18 секунд. И это, заметьте, при двадцати четырех часовом рабочем дне, без перерывов, без остановок, без религиозных и государственных праздников, при любой погоде, ночью при факелах. При этом нужно было уложить блоки с ювелирной точностью и без права на ошибку. Египтяне в то время были весьма религиозны, не праздновать тот или иной религиозный праздник они не могли, это считалось бы грехом, значит, праздники были. Сохранились списки рабочего времени, в которых фиксировали выход и причину не выхода работника, уважительной причиной считалось: религиозный праздник, болезнь работника или члена его семьи, укус скорпиона.

В Древнеегипетском пантеоне было более ста богов, предположим, что 65 дней в году у них преподало на праздники. Вероятнее всего, что строители в темное время суток не работали, пребавьте перерыв на обед, молитва, и того выходит работали они 300 дней в году по 12 часов в сутки, исходя из этого 1671000/20/300/12 = 23,2 блока в час или 1 блок за 2 минуты 34 секунды, в это время входит шлифовка стен пирамиды. По официальной версии, шлифовка производилась на конечном этапе строительства с верха в низ, тогда скорость укладки блоков была ещё выше, вот уж действительно ударный темп строительства.

Вот так, по официальной версии, египтяне строили пирамиды.

Получается конвейер, работающий со скоростью подачи 24 блока в час, для того чтобы он работал нужно грамотно расставить людей по всей длине конвейера, но больше чем требуется не поставишь, они будут мешать друг другу. Возьмем условную длину конвейера равную одному километру, в это случаи, расстояние между блоками должно быть не менее 20-23 метра. При такой дистанции можно разместить 43-50 бригад по 50 людей в каждой (из расчета 60 кг. на человека), плюс столько же свободных бригад, возвращающихся в исходную точку. Выходит, на конвейере в один км. должны были постоянно работать около 4700 бурлаков, при этом мы не учитываем всех остальных работников, укладчиков, надзирателей, обслугу, врачей, инженеров, жрецов и т.д. По оценкам специалистов на стройплощадке «Пирамида» работало ежедневно 10 000 человек. К этому числу нужно прибавить больных, и травмированных, ведь при таком физическом труде травматизм должен быть очень высоким. Это расчеты по укладки и транспортировке блоков, при условии, что блоки берут в порту со склада. А как их вырезали, обрабатывали и транспортировали до склада, разговор отдельный, но это тоже должен быть бесперебойный конвейер. Теперь соберите все воедино, и вы увидите огромный механизм, состоящих из 100 000 «живых» шестеренок, который работал без перебоя в течение 20 лет, 300 дней в году по 12 часов в сутки. Впечатляет, не правда ли. Современные строители могут только позавидовать такому темпу.

И. Е. Репин «Бурлаки на Волге». Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется – То бурлаки идут бечевой!.. Н.А. Некрасов.

Этот труд всегда был и будет каторжным, но почему-то некоторые исследователи говорят, что во времена строительства Великих пирамид этот труд был в почете, и люди работали с песней на устах. Видимо не один из этих исследователей не впрягался в лямку бурлака.

Пирамида Хефрена.

Если пирамиды строили мы, тогда строительство пирамид было похоже на муравейник – коллективный разум, где каждый выполняет строго свои функциональные обязанности, но у человека нет муравьиной силы, к тому же этим муравейником должен был кто-то руководить.

Храм Сети I в Абидосе - вертолёт, танк, самолёт. На втором ? фрагменте - человек-муравей.

Знаю что скажут скептики - на первом фрагменте штукатурка отвалилась, на втором люди в масках. Дело не в том что они скажут, дело в том, что таких артефактов накопилось великое множество и официальная наука устала придумывать объяснения, и чем ярче артефакт тем глупее объяснение. Вот и выходит, или сроки строительства пирамиды Хеопса указаны неверно либо у египтян были более развитые технологии, о которых мы не знаем. Или знаем но молчим.

Плато Гиза, пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина.

Пирамида Микерина выглядит карликом по сравнению с пирамидами Хеопса и Хефрена.


Пирамида Менкаура, Микерина.

На переднем плане пирамида Менкаура и его спутницы.

Пирамиды спутницы расположены к югу от пирамиды Менкаура, эти пирамиды принято обозначать: G3a, G3b и G3c – с востока на запад. По официальной версии, они построены для родственников фараона Менкаура, одна из пирамид принадлежит его дочери Хенткаус.

Фараон Менкаура.

Менкаура - «Непокодебима душа Ра», в греческом варианте Микерин, Менхерес. Строитель третьей пирамиды в Гизе. Приблизительное время правления 2493 – 2475 до н. э. правил после фараона Хефрена, который был отцом Микерина, царица Хамерернебти I – его мать.

Народные сказания повествовали о его благочестии и мудрости, пытаясь выставить Микерина полной противоположностью отцу и деду, характеризуя его как доброго и справедливого правителя: «Он открыл храмы и освободил измученный тяготами народ, отпустив его трудиться и приносить жертвы. Он был самым праведным судьей из всех царей, за это его особенно восхваляют египтяне среди всех когда-либо правивших над ними царей. Ведь он был не только судьей праведным, но и милосердным, Менкаура давал деньги из своего кармана, тем кто проиграл судебное дело и не имел средств, чтобы оплатить судебные издержки».


1 – Менкаура в сопровождении богини Хатхор (слева) и богини Импут покровительницы нома Диосполя-Парва. 2 – Менкаура и его жена Хамерернебти II.

Пирамида Менкаура или Микерина – самая южная, поздняя и маленькая из трёх египетских пирамид в Гизе. Вопреки прозвищу «Херу» (высокая), она едва достигает 66 м в высоту, а длина стороны её основания составляет 108,4 м. угол наклона боковых граней 510 20 25. Её объём в 260 тыс. м³ составляет только десятую часть объема пирамиды Хеопса.

Это была последняя «качественная» пирамида ознаменовавшая конец эпохи больших пирамид.

Большая брешь в пирамиде Микерина, пробитая мамлюками по приказу султана Аль-Азиса.

Брешь султана Аль-Азиса.

В XII веке была предпринята попытка уничтожить пирамиды Гизы. Аль-Азис, курдский правитель и второй султан династии Айюбидов в Египте, попытался снести пирамиды и начал он с самой маленькой. Все попытки разобрать, взорвать пирамиду Микерина не дали существенных результатов, и султану пришлось сдаться, и оставить эту затею. Аль-Азису удалось только повредить Пирамиду Микерина, оставив после себя вертикальную дыру на северном склоне. Память в веках, о человеке хранится по-разному, один строит и созидает, чтобы увековечить свое имя в истории имя ему - Творец. Другой рушит, увечит, уничтожает памятники архитектуры "Древних", и таким способом вписывает свое имя на страницы истории - Вандал вот его имя. Недаром говорят, чтобы возвеличить себя нужно унизить тех кот рядом и выше тебя. Но потомки разберутся, кто есть кто, и поставят свое клеймо на каждого. Хотя с другой стороны, если бы султану удалось бы разобрать все три пирамиды до основания и сотворить из этих блоков на плато Гизы что-то более монументальное, тогда, сегодня мы бы его помнили как султана Аль-Азиса Великого. Дух Аль-Азиса и сегодня витает над пирамидами, некоторые радикально настроенные исламские организации одержимы идеей, снести пирамиды. Эти вандалы уничтожают исторические документы, памятники, в попытке стереть наглядные примеры величия предшествующих цивилизаций.


В 2001г. в Афганистане была взорвана, наибольшая из двух больших статуй Будды. Пятидесяти пяти метровая статуя была вырублена в скале, она возвышалась над близлежащей долиной. Отверстия на правой ноге Будды и на левой части самгхари (одежда - верхняя накидка), являются кельями монахов, ими же и вырубленные.

Афганистан, Бамианская долина. Ответственность за снос на себя взяли талибы, утверждая, что статуи служат символами идолопоклонства.

Стереть историческую память, это значит обнулить процесс и начать все с чистого листа. Но готово ли к этому человечество? Я думаю на сегодняшний день человечество не готово принять однополярный мир. Однополярный мир это такая же утопия как коммунизм, человек по своей сути биполярен, в физическом мире это мужское и женское начало, а в духовном мире добро и зло. Мы еще не готовы к муравьиному разуму.

Пирамида Микерина (северная сторона).


Вход в пирамиду Микерина.

Облицовка пирамиды Микерина указывает на то, что камни облицовки (финишные) ставили снизу, вверх тщательно подгоняя, а обтесывали сверху в низ. Этот снимок интересен тем, что он рушит миф о секретности входа, в усыпальницу фараона. Работники начали шлифовку именно с входа в пирамиду, как будто бы специально демонстрируя его место расположения, а так как на стройке работало тысячи людей, то каждый из них мог видеть, где находится вход в гробницу фараона. Скажите, где же здесь тайна?

Вход.


Нисходящий туннель.

Схема внутренних помещений пирамиды Микерина.


Комната с фресками.

В следующем помещении были установлены три плиты, которые наглухо запирали проход.

Помещение с запорными блоками. Спуск к нижнему помещению.

Нижний ярус, камера с шестью кельями.


Гробница Микерина, из гранита. Такой ее увидели в 1830 году.

Погребальная камера Микерина совсем маленькая ее размеры: 3,5м. высота, 6,5 длина и 2,3 ширина.

Базальтовый саркофаг Микерина (зарисовка со слов очевидцев).

Базальтовый саркофаг Микерина.

Когда пирамида была исследована в 1830-х годах, в погребальной камере был обнаружен базальтовый саркофаг без крышки. Внутри него был антропоморфный деревянный гроб, на котором было написано имя Микерина. Это любопытно, потому что антропоморфные гробы начали делать значительно позднее. Предположительно этот гроб был сделан при проведении восстановления во время XXVI династии (это 2000 лет спустя), когда возродился интерес к культуре Древнего Царства. Деревянный гроб и базальтовый саркофаг были направлены в Англию для выставки в Британском музее, но судно, которое перевозило саркофаг, затонуло во время шторма. Саркофаг был потерян в Средиземном море между портами Картахены и Мальты. Запись, сделанная в портовом журнале Мальты, гласит о том: что 13 октября 1838 года из порта Мальты вышло два судна “Ливерпуль” и “Беатрис“. После этого о “Беатрис” никто ни чего не слышал, предполагают что "Беатрис" затонуло. Так это или нет, но для истории была потеряна одна из уникальнейших реликвий, саркофаг фараона IV династии, Микерина. Деревянный антропоморфный гроб, который был найден внутри пирамиды Микерина, остался цел, так как его отправили на другом корабле.

Деревянный гроб, найденный в гробнице Микерина.

Верхний заупокойный храм Микерина.


Верхний заупокойный храм Микерина.

Блочная кладка храма. Как делали эти блоки? Отливали из раствора или плавили гранит?


Пирамиды Гизы.

Три спутницы пирамиды Микерина, первая пирамида царицы Хамерернебти – G 3a, далее пирамиды G3b, G3с.


Пирамида Микерина.

В 1980-е годы Роберт Бьювэл, бельгийский инженер-строитель, обратил внимание на звездный аналог схемы взаимного расположения пирамид Гизы. Рисунок взаимного расположения трех звезд в созвездии Ориона, формирующих подобие пояса на талии человеческой фигуры, в точности повторяет схему размещения трех крупнейших пирамид на плато Гиза.

Грэхем Хэнкок, автор книги «Следы богов», работающий над альтернативной интерпретацией истории древнего мира, полагает, что наблюдение Бьювэл позволяет датировать пирамиды не 2560 г. до н. э., а 10 450 г. до н. э., когда расположение пирамид в точности соответствовали очертанию пояса Ориона. В этом случае, пирамиды должны были построить сразу после «Потопа» произошедшим в 11 тыс. до н.э.


Комплекс плато Гиза: слева, пирамида Микерина, Хефрена и Хеопса, по центру Южный некрополь, впереди Сфинкс.

Перед скульптурой Сфинксом, расположен храм Сфинкса. Рядом с храмом Сфинкса, расположен Нижний заупокойный храм Хефрена. Между лап Сфинкса есть маленьких безымянный храм типа часовни.

Нижний заупокойный храм Хефрена или Гранитный храм.

А – Нижний заупокойный храм Хефрена. Б – Храм Сфинкса.

Нижний заупокойный храм – состоит из нескольких залов, основной и самый большой из них имеет Т-образную форму, зал уставлен квадратными, в сечении, гранитными столбами.

Вход в Нижний заупокойный храм Хефрена.

«Нижний» заупокойный храм.

Нижний заупокойный храм Хефрена или "Гранитный" храм.

Памятник относится к эпохе Древнего царства (IV династия). Пирамида фараона была центральным элементом целого ряда построек, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия, с останками фараона, на ладьях переправлялась с восточного на западный берег Нила в Нижний храм. Здесь, в Нижнем заупокойном храме, происходила первая часть погребального ритуала.

Нижний заупокойный храм фараона Хефрена.

От Нижнего храма по крытому длинному коридору процессия направлялась в Верхний храм, там продолжалась ритуальная церемония, главной частью погребальной церемонии было «открытия рта», посредством которой Ка усопшего воссоединялось с его телом (мумией).


Т образный зал. Фараон Хефрен, единственная уцелевшая статуя из Нижнего заупокойного храма.

Вдоль стен, в каждой выемке, стояли статуи фараона, высеченные из диорита. Наиболее известна статуя из диорита, ныне находящаяся в музее Каира. Розовые гранитные колонны в сочетании с цветом пола, из светлого алебастра, прибавьте сюда статуи фараона Хефрена из черно-зеленого диорита, стоящие вдоль стен, и вы получите работу гения зодчего.

Храм Сфинкса.

Храм Сфинкса, расположен прямо перед Сфинксом, он намного хуже сохранился своего соседа Гранитного храма. Известняк на стены храма, взят из траншеи вокруг Сфинкса, как и для соседнего Гранитного храма. Что говорит об одновременном строительстве трех объектов. Известковые блоки храма Сфинкса лишь немногим меньше чем у его соседа, а стиль укладки блоков в обоих храмах абсолютно одинаковый.


Храм Сфинкса.

Никаких реальных "опорных точек" для его датировки у египтологов нет. Из всего этого складывается впечатление, все, что расположено на плато Гизы было задумано как одно целое, отсюда возникает вопрос, где чертежи? Кто архитектор? Ведь между началом правлением Хеопса и концом правления Микерина прошло 76 лет. Довольно амбициозный проект для одного человека, если предположить, что весь комплекс спроектировал Хеопс, тогда должны быть чертежи. Не могли же они передавать на словах все 70 лет, где и что нужно строить, должны быть тысячи папирусов с расчетами и тысячи хозяйственных папирусов по доставке сырья и продовольствия. Но вот что странно, ни где кроме как у Геродота, о Великих пирамидах нет упоминаний ни на одном папирусе.

Сфинкс.

Большой Сфинкс, размеры лица - 4,1 х 5 м.

Большой Сфинкс расположен на западном берегу Нила, на плато Гиза, это древнейшая на Земле монументальная скульптура, она высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса – льва, лежащего на песке. Принято считать, что лицо Сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хефреном, хотя лицо статуи имеет негроидные черты. Исследователи приписывают фараону Хефрену строительство Сфинкса. Это подтверждается только тем, что в 1817 году итальянец Джан Баттист Кавилья обнаружил между лап Сфинкса гранитную стелу, установленную Тутмусом IV (фараоном XVIII династии - 1397-1388 год до н.э.), текст частично был поврежден но кое что можно было прочитать, переводом текста занимался Томас Юнг. Текст гласит: Царский сын Тутмос, по своём прибытии, во время полуденной прогулки сел в тени этого могучего божества. Когда Ра достиг вершины [неба], его одолел сон, и он увидел, как сей великий бог обратился к нему с речью, как будто отец говорит сыну: "Взгляни на меня, присмотрись, о мой сын Тутмос, я твой отец Хармахис, и я дарую тебе владычество над моей землёй и власть над всеми живущими… Узри мой подлинный вид, дабы защитить мои безупречные конечности. Меня покрыл песок пустыни, на которой я возлежу. Спаси меня и исполни всё, что у меня на сердце". Строка 13 этого текста стерлась, но при Юнге ещё читалась, в ней было сказано следующее: «…которые мы несём ему: быков… и все молодые овощи; и тот, кого мы будем славить…Хаф… статуя, сделанная во имя Атум-Хор-эм-Ахета…». Расшифровывая текст Юнг добавил к уже имеющемуся «Хаф» слог «ра», таким образом Юнг получил имя фараона IV династии -Хафра. Но у Юнга нет записи о том что имя фараона Хафра пмещено в картуш. В 1905 году это заметил американский египтолог Джеймс Генри Брэстед, изучая рукописи Юнга. В Древнем Египте, при написании, имя фараона помещали в специальную овальную рамку, называемую картушем, поэтому непонятно, почему писцы изобразив имя фараона Хафра, не поместили его в картуш, ведь это противоречит всем канонам.

Сфинкс – «Мона Лиза» Египта.

Что же касается соответствия лиц Сфинкса и фараона Хафры, то в результате кропотливых исследований выяснилось, что лицо Сфинкса не имеет никакого отношения к Хафре. Для окончательного ответа на этот вопрос группа независимых исследователей пригласила в 1993 году в Египет известного специалиста из Департамента полиции Нью-Йорка, Фрэнка Доминго, который многие годы занимался составлением фотороботов. Доминго провёл сравнительный анализ лица Сфинкса и диоритовой статуи Хефрена. Сопоставляя с помощью компьютерной графики эти объекты, он пришёл к довольно неожиданным выводам: «Проанализировав мои рисунки, схемы и измерения, я, в конце концов, пришёл к выводу, совпадающему с моим первым впечатлением, а именно, что эти работы изображают двух различных людей…»

«Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» Леонардо да Винчи.


Сфинкс.

Обстоятельства и точное время возведения Сфинкса пока остаются загадками. «Сфинкс» — Сфинга, это греческое слово, означающее «тот, кто душит», возникшее от глагола «сжимать», «удушать». Сфинга так эту статую называли греки, поскольку, пребывая в Египте, ассоциировали её с персонажем своих древнегреческих легенд. Сфинга - мифическое существом, с головой и грудью женщины, туловищем льва, крыльями птицы. Это существо по легенде обитало на скале близ Фив и задавало прохожим неразрешимую загадку, не получив ответа, душило и пожирало их. Мифическое существо Сфинга, из греческой легенды, напоминает богиню Сахмет, в египетской мифологии, которая учинила кровавую расправу над непокорными людьми по приказу Ра. Древнеегипетская богиня Сахмет (женщина с головой львицы), дочь бога Ра, Возможно, поэтому имя Сфинкс и прижилось.

Что же касается Большого Сфинкса, то на самом деле в Египте его именовали как Хармахис (ипостась Гора), которого олицетворяли с восходящим на Востоке солнцем, символом воскрешения. Эти понятия вытекали из более ранних представлений о Большом Сфинксе как о «Страже дома богов».

Длина статуи – 73 метра, высота – 20 метров.

Начиная с 1950-х гг. в популярной литературе датировка Сфинкса с периодом Древнего царства стала ставиться под сомнение. Утверждалось, что нижняя часть сфинкса представляет собой классический пример эрозии, вызванной длительным нахождением камня под дождем. Последний раз, соответствующий уровень осадков наблюдался в Египте в Пиорский период 3200 – 2900 до н.э., что, по мнению сторонников этой теории, указывает на создание статуи в Додинастический или Ранеденастический период. Более смелые утверждения относят строительства Сфинкса к V – XI тысячелетию до н.э. ссылаясь на эрозию известняка вокруг Сфинкса. В научной литературе особенности эрозии объясняются следующими причинами: вторичной трещиноватостью, действием естественных кислотных разложений, низким качеством известняка приведшему к выветриванию. Выводы делать вам.

Следы эрозии на южной стене.

Тыльная сторона.

Сфинкс.

Отсутствие носа у Сфинкса объясняли по разному, одни утверждали что это сделали французские солдаты, времён египетской компании Наполеона, другие что это мамелюки упражнялись в меткости. Но есть гораздо раннее упоминание, о без носом Сфинксе, каирского средневекового историка Такиюддина аль-Макризи, он писал: в 1378 году, один из исламких фанатиков (суфист), застал феллахов (местных фермеров) подносящих дары Сфинксу, исполнился гневом и отбил у «идола» нос, за что был растерзан толпой. Из рассказа аль-Макризи можно заключить - для местных жителей Сфинкс был божеством, властителем Нила, от которого зависел уровень разлива реки и, соответственно, плодородие их полей.


Сфинкс.

Между передними лапами Сфинкса некогда располагалось небольшое святилище.

Таким он был в 1860 году.

Сфинкс над храмом, пирамида над Сфинксом, Луна над пирамидой.

"Время имеет значение только тогда, когда информация, присутствующая в пространстве, осознает само понятие Время".


Большой Сфинкс на фоне пирамиды Хефрена, визитная карточка Египта. Теперь вы знаете немного больше об этой визитной карточке.