Глава 7. Египет. Часть 5. Фараоны V династии

Пирамиды пятой династии.

Полтора столетия правления IV династии были периодом небывалого блеска в истории Египта, памятники того времени достигли колоссальных размеров, которые и до сегодняшнего времени ни кем не превзойдены. Расцвет страны достиг наивысшей точки при царствовании Хеопса и Хефрена, но при Микерине могущество фараона и всего царского дома, если судить по размерам его пирамиды, уже не было таким абсолютным. Гигантские пирамиды, возведенные прежними фараонами: Джосером, Хуни, Снофру, Хеопсом и его отцом Хефреном, требовали огромных экономических и людских затрат, видимо была какая-то необходимось в их строительстве. Пирамиды объединяли народ вокруг одной цели, к тому же при фараоне всегда была армия рабочих в несколько десятков, которая по одному мановению станет "под ружье" на его защиту.

Пирамиды на плато Гиза.

Фараон был главным после бога, за ним в плане иерархии следовали наместник и сановники, за ними должны идти главные жрецы, но бюрократия царского дворца теснила жречество забирая у него бразды правления. К тому же жречество само по себе вело борьбу, разделившись на два лагеря : Гелиопольское - почитавшее как создателя всего сущего, бога Атума, затем Ра или Атум-Ра, и Мемфисское - почитавшее бога Птаха. При Хуфу (Хеопсе) окончательно побеждает Гелиопольскле жречество и бог Ра становится главным богом в пантеоне египетских богов. Это видно из имен сыновей Хеопса: Джедеф-ра, Хаф-ра, Баэф-ра их имена содержат имя бога Ра. У принца Джедефра впервые засвидетельствован царский эпитет «Сын Ра», ставший позже частью царской титулатуры. Жречество помнило времена когда они были вторыми после фараона, а теперь? Жрецы собирали пожертвование, на строительство пирамид, в своих маленьких храмах. Гелиопольские жрецы жаждели власти, жрецы мыслили о сокращении расходов на строительство пирамид, жречеству нужны были храмы посвященные богам, а не смертным. Но при Хеопсе они этого сделать не могли, слишком могущественным был этот правитель. Жрецы Гелиополя начали поэтапное ослабление власти, они начали действовать через прихожан, подогревая недовольство смертных, жалующихся на не посильный труд на строительстве пирамид, они смогли сформировать общее негативное мнение о пирамидах. Началось брожение в обществе. Во времена правления Менкаура (Микерин) власть ослабла, фараон уже не был в состоянии удерживать строго централизованную власть, которой обладали предшественники. Но он закончил проект, начатый его дедом Хеопсом, продолженный его отцом Хефреном, а точку поставил он - Микерин.

Мастаба Шепсескафа – гигантский саркофаг, длина 100м. ширина 75м. и высота 18м. Рядом пирамида Пепи II, далее пирамида Джосера.

Последним из правителей IV династии был фараон Шепсескаф 2511 – 2506 год до н.э., сын Микерина, ему принадлежит мастаба в Сакаре, в самом начале я приводил ее в пример как классическую мастабу лежащую в основании пирамиды Джосера. Видимо при Шепсескафе жрецам окончательно удалось убедить общество в нецелесообразности пирамид. Дело в том, что один фараон строит одну или несколько пирамид для себя и своих близких, это стоит для государства огромных затрат. Но когда фараон умирает, его приемник начинает строительство новой пирамиды, а пирамиды и храмы предшественника пустеют, но при этом их не бросают, а содержат целый штат по их обеспечению, а это стоит дорого. Поэтому жречество решает строить храмы, которые будут относится не конкретному фараону, а служить богам. Впоследствии пирамиды будут строиться, но на деньги фараона, поэтому денег у фараонов на «качественные» пирамиды нахватало. А деньги жречества это деньги жречества, жречество само захотело властвовать, и у них был план захвата власти. Жречество понимало, что пирамиды символ власти фараонов, а храмы символ жреческой власти.

Вход в мастабу Шепсескафа.


Вход в мастабу.

Нисходящий туннель.

Подземный коридор приводит к порткулисам (запорным механизмам), за ними первая камера.


Первая камера, имеет двухскатное перекрытие, стены сложены из огромных гранитных блоков.

Проход во вторую камеру. Вторая камера имеет полукруглый свод. Внутренняя галерея.

В конце правления IV династии, жречество усилило свое давление на власть, Гелиопольские и Мемфисские жрецы не желали единого и нераздельного правления, таким обладал фараона. Старший сын Шепсескафа был чати - могущественным сановником в государстве, занимаемые им должности визиря и главного судьи, делали его вторым человеком в Египетском царстве. С приходом V династии эта должность стала прерогативой Мемфиской жреческой династии Птаххотепа - угодный Птаху и передавалась по наследству, члены этой фамилии носили этот титул в течение пяти поколений. Отсюда по-видимому следует, что жрецы Пта (Птаха) и жрецы Ра согласились поделить власть, таким образом, верховный жрец Ра стал фараоном, а последователи Птаха получили визирьство. Как бы там не было, произошло разделение власти, и фараон теперь должен был считаться с мнением визиря. Четвертая династия сошла со сцены, оставив великолепные пирамиды в Саккаре, Медуме, две в Дахшуре и три грандиозных пирамиды на плато Гиза, как не рушимое свидетельство своего величия и могущества.


Мастаба Шепсескафа.

Фараон Усеркаф, осановаель V династии, был из Гелеопольской жреческой касты, он был главным жрецом бога Ра. Для того чтобы захватить и легализовать власть, жрецам понадобилась легенда. Легенда, в которой дети, будущие цари Египта, были зачаты самим богом Ра.

Сказка «Хуфу и чародей».

Папирус Весткар, назван в честь Генри Весткар и его семьи.

На папирусе записано несколько историй, похожих на сказки, их рассказывают по очереди дети, своему отцу - Хуфу (Хеопсу). В сказках повествуется о чудесах, совершенных великими мудрецами древности. Начало первой сказки утрачено, возможно первым начал Джедефра, видимо его рассказ был о фараоне Джосере и его жреце Имхотепе.

Вторым выступил Хафра, он рассказал историю о маге по имени Убаинер. Убаинер служил при фараона III династии Небка (Санахт), в должности главного жреца - херихеб (тот кто при свитках) бога Пта в Мемфисе. Прознав однажды, что его жена ему изменяет с простолюдином, Убаинер решил наказать наглеца. Он праказал слуге принести шкатулку из черного дерева инкрустированную золотом, когда слуга принес шкатулку, Убаинер вынул кусочек воска и изготовил из него фигурку крокодила, прочитал заклинание и дал её своему слуге, приказав, чтобы тот бросил фигурку в пруд когда любовник жёны зайдет туда для омовения. Слуга так и сделал, как только восковая фигурка коснулась воды она превратилась в огромного крокодила, семи локтей, тот схватил подлеца и уволок на дно пруда. Убаинер в это время был с фараоном Небка, и предложил Убаинер фараону посмотреть на чудо. Когда пришли они к пруду Убаинер призвал крокодила и велел принести тело простолюдина. Увидев крокодила и труп Небека сказал: - По истене страшен крокодил этот. Убаинер наклонился взял крокодила за хвост и тот опять стал восковой фигуркой. После чего он рассказал все что произошло в доме его. Небка был весьма удивлён, возможностями мага и признал его действия правомерными. Тогда его величество сказал крокодилу: - Возьми своё себе. Крокодил опустился с добычею своею на дно пруда, и никто не знал, в какое именно место. После чего Небека приказал слугам схватить неверную жену Убаинера, отвести к северной стене дворца и сжечь на костре а пепел бросить в реку.

Третью историю рассказал Бауфра. Его рассказ был о фараоне Снофру (отце Хуфу), на фараона напала хандра. И приказал Снорфу привести главного хирехеба Джаджаеманха, и сказал он ему - Найди мне место увеселения, ибо я не нашёл такого. Джаджаемах предложил фараону совершить прогулку на ладье по царскому озеру. Вместо гребцов посадить двадцать прекрасных дев, из одежды на них пусть будет только рыбацкая сеть и пусть поют они весёлые песни. И сказал царь - Во истину, устрою себе катание, и исполнили все как было сказано. И сел фараон в ладью, и женщины гребли и пели, и услаждалось сердце Снорфу. Но вот женщины замолкли и перестали грести - В чём дело, спросил царь. - Старшая наша замолкла и перестала грести, ответили девушки. - Что с тобой красавица, спросил Снорфу у старшей над ними. - С моей головы упала в воду бирюзовая заколка, ввиде рыбки. - Не печалься я подарю тебе другую. - Не нужно другой, говорит девушка, - Эта рыбка мне дорога. Позвал фараон Джаджаеманха, и изложил ему суть произошедшего. Джаджаеманх выслушал фараона, после чего произнёс заклинание, вода над тем местом моментально остекленела, затем он сложил воды озёра одну на другую, создав застывший водяной вал в двадцать четыре локтя, в том месте глубина озёра была двенадцать локтей (6 метров). На дне озёра на камне лежала бирюзовая рыбка, Джаджаеманх достал её и отдал девушке.

Сказки были рассказаны, конечно же фараон знал их, но он искренне удивлялся как будто слышит их в первый раз, рассказы детей забавляли его, это была своего рода лекторина на лучший рассказ, хотя подарки вручались не рассказчику, а тому о ком он повествовал. "Пусть дадут заупокойный дар - тысячу хлебов, сто сосудов пива быка, ладана две меры его величеству царю Верхнего и Нижнего Египта, Снефру правогласному. И пусть дадут пирог, сосуд пива, мяса и меру ладана главному жрецу-чтецу, писцу книг, Джаджаеманху, ибо видел я образец искусства его".

Джедефра видимо понял что Хуфу знает эти истории, он решает удивить отца, рассказать ему что то новое. Когда Хуфу думает, что лекторина окончена, Джедефра берет повторное слово.

- Это всё рассказы о прошедших днях, вот что я скажу тебе отец. Есть волшебник по имени Джеди, живущий при тебе, ему отроду сто десять лет, он способный творить неслыханные чудеса: может съесть мяса пол быка, пятьсот хлебов и запить все это ста сосудами пива, он может приростить отрубленную голову, он может заставить льва, без прививязи, покорно следовать за ним и еще, он знает число тайных покоев Тота. - Почему я не слышал о нем до сих пор, удивился Хуфу, проявив явный интерес к числу Тота, дело в том, что он сам много лет пытался найти ответ и разгадать тайное число Тота, но безрезультатно. И сказал царь - Джедефра, сын мой, ты приведешь его ко мне! Джедефра поспешно отплыл на юг в Джед-Снефру, где жил маг. Согласно приказа Джеди привели к царю. - Что ж это Джеди, я не видел тебя до сих пор, спросил Хуфу. Джеди отвечал - Званный приходит, меня позвали и вот я пришел. - Правду ли говорят, будто ты можешь соединить отрезанную голову с туловищем? спросил царь. Ответил Джеди - Могу, мой царь!. Фараон приказал - Пусть принесут из темницы тело обезглавленного узника и голову его. Джеди - Только не человека, царь, нельзя совершать подобное с паствой творца. Тогда принесли ему гуся с отрезанной головой. И положили гуся у западной стены чертога, голову же его у восточной стены. Джеди произнёс заклинание, и гусь встал, и пошёл переваливаясь к восточной стене, и голова его поднялась, и соединились они воедино, и гусь загоготал. Тогда принесли другую крупную птицу и Джеди сделал с ней то же самое. Затем Хуфу приказал отрубить быку голову, принесли быка и его голову. Джеди произнёс заклинание, бык встал и пошёл за ним. Царь был впечатлен: - Говорят ещё, будто знаешь ты число тайных покоев Тота? Отвечал Джеди - Нет, я не знаю числа их, о царь, но я знаю место, где оно скрыто. - Где ж это? спросил Хуфу. Джеди ответил - Оно сокрыто в ларце из кремния, что стоит в комнате, именуемой "Палата записей", а комната та в Гелиополе. Сказал его величество - Доставь мне его. Ответил Джеди - Царь, да будешь ты жив, невредим и здрав, владыка мой! Не я доставлю тебе тот ларец. Спросил его величество - Кто же мне доставит его? Ответил Джеди - Старший из трёх детей, пребывающих ныне во чреве Реджедет, доставит его тебе. Сказал его величество - Что ты говоришь, кто такая Реджедет? Отвечал Джеди - Жена жреца бога Ра в Сахебу. Она зачала от бога Ра, владыки Сахебу, трёх детей. Предрёк ей Ра, что они будут занимать высокое место царское во всей стране. Старший из них станет Великим созерцателем в Гелиополе. Сердце его величества весьма омрачилось от этих слов. Спросил Джеди - Отчего же ты опечалился, о царь. Не из-за этих ли трёх детей? Не тревожься, сначала будут царём твой сын, затем сын его и лишь потом один из них. Спросил его величество - А когда родит Реджедет? Отвечал Джеди - Родит она в первый месяц зимы, в пятнадцатый день. И сказал его величество - Отмели канала Двух Рыб ныне обнажены, слуга мой Джеди, иначе я поехал бы сам и узрел храм бога Ра, владыки Сахебу. Отвечал Джеди - Вот я покрою водой на четыре локтя отмели канала Двух Рыб...

Конец сказки потерян. В некоторых источниках говорится, что фараон всё таки поплыл в Сехебу посмотреть на младенцев, а возможно его намерения были не столь чистыми. Доплыв до канала Двух Рыб, Джеди покрыл водой пересохшее русло, на четыре локтя, но как только ладья вошла в канал, вода ушла под землю и ладья села на брюхо. На вопрос фараона, в чем дело, Джеди сказал, что он сделал все как и обещал, но против воли богов он бессилен и посоветовал фараону не вмешиваться в дела богов, повернуть обратно, дабы не навлечь на себя беду. Фараон прислушался к совету Джеди, сказав что так он и поступит, тут же вода вернулась в канал и они поплыли назад.

Далее на папирусе идет повествование со многими живописными подробностями о чудесном рождении младенцев, наделенных всеми знаками царского достоинства. Хнум (бог-творец) и три богини: Исида, Месхенит, Хекет были посланы Ра, помочь Раджедет при родах младенцев, они дали им имена Усеркаф, Сахура и Какай, т.е. имена первых трех царей V династии. Хотя народное предание упомянуло только двух из четырех царей IV династии, правивших после Хуфу, это Хефрена и Микерина и ничего не говорит ещё о двух: Джедефра который правил после Хуфу и Шепсескафе - последнем фараоне IV династии. Но тем не менее, оно сохранило память об основных притязаниях жрецов Ра на власть и, содержит долю истины относительно возникновения V династии. В этой народной сказке мы имеем популярную форму новой государственной фикции, божественной эманации, согласно которой каждый фараон есть сын бога-Солнца по плоти. Подобное воззрение удержалось в течение всей истории Египта. У инков произойдёт тоже самое они упразднят культ Виракоча - бога демиурга и введут культ Инти - бога Солнца, от него начнут свою родословную первые Инку - правители инков - дети Солнца.

Возможно сказка "Хуфу и чародей" сыграла не одну роль в истории Египта.

Папирус на котором написана сказка датирован XVI веком до н.э., прошло 1000 лет после правления Хеопса, время написания папируса совпадает с изгнанием гиксосов, после их сто летнего правления в Египте. Гиксосы захватили власть в Нижнем Египте, во время хаоса (Второго переходного периода), и царствовали приблизительно с 1650 по 1550г. до н.э. основав собственную XV династию.

Гиксосы («цари-пастухи», либо «правитель чужих стран») – общее название кочевых скотоводческих племен, этническая группа сформировались путем ассимиляции амореев, хурритов и хеттов.

Яхмос I изгнание гиксосов.

Видимо в это время сказка понадобилась жрецам для того чтобы объединить Египет, на борьбу с гиксосами под властью фараона, возможно принадлежащего по родовым корням к V династии. В борьбе с врагом нужны герои, спасители и наглядные примеры. А что могло тогда воодушевить людей? Какой самый лучший наглядный пример могущества Египта? конечно пирамиды в Гизе, они и сегодня поражают своим величием, а в те времена и подавно. Еще нужна красивая легенда, чтобы убедить народ объединится под властью одного человека. Был ли Яхмос I потомком V династии или гелиопольское жречество решило прибегнуть к старому мифу, дав Яхмосу I божественное начало. Но то, что сказка появилась в нужный момент, в период возрождения Египта, в период борьбы народа за освобождение страны от гнета завоевателей, очевидно. Иначе в сказке, нет ни какой нужды, рассказывать о том, что происходило 1000 лет назад, другое дело, если жречеству понадобилась хорошая родословная для фараона. А что может быть лучше, чем родословная от самого бога Ра, ведь там говорится, что даже Хуфу не посмел ее оспорить. Некоторые исследователи предполагают, что миф всё таки зародился во время правления фараона Шепсескафа. А через 1000 лет понадобилась легенда для святого дела, и такую легенду нашли. Для кого предназначалась эта сказка? для фараона Секененра, Камоса или для Яхмоса I? не ясно, но изгнать гиксосов удалось при Яхмосе I.

И так V династия.

V династия — древнеегипетская династия фараонов эпохи Древнего царства, правившая в 2504 - 2347 год до н.э. Во время правления V династии произошли важные изменения в Древнеегипетской религии: появляется заупокойная литература «Тексты пирамид», культ бога Ра приобретает всё большее значение, в Абусире строятся храмы посвящённые богу Ра, распространяется культ бога Осириса.

К власти пришла другая фамилия пожелавшая создать свою династию, можно сказать - произошел тихий переворот. Это следует из того, что во время царствования V династии поддерживался культ царей IV династии. Вельможи, жившие при IV династии, ни сколько не утратили расположение фараонов V династии. Так вельможа Пташепсес был женат на дочери Шепсескафа - Маатха (Кхамаат). Во главе управления землями стояли как минимум два визиря (чати): Сехемкара и Урбауба. Сехемкара был сыном фараона Хафра и это наглядно показывает, что потомки IV династии ни сколько не утратили расположения фараонов V династии, что касается Урбауба, то он вообще происходил не из царского рода. Есть основания полагать, что Усеркаф получил престол через свою жену Хенткаус, дочь фараона Менкаура, исследователи так же полагают, что Усеркаф не был братом Сахура и Какаи (Нефериркара), а был им отцом, а Хенткаус была их матерью. Из чего следует, что линия родства между IV и V династиями не прерывалась, по сути дела V династия является непосредственным продолжением IV династии по линии матери. А легенда создана для легитимности перехода власти в руки иной фамилии основавшей V династию, если бы жрецы не создали подобный миф, то фараон Усеркафа не удержался бы на долго троне.

Усеркаф.

Усеркаф родоначальник V династии 2504 - 2496 год до н.э, царствование Усеркафа мало изучено, поскольку очень мало памятников сохранилось с тех времён. Происхождение Усеркафа и отношение его к предыдущей IV династии теряется в глубине веков.

Фараон Усеркаф, родоначальник V династии.

Период царствования Усерфака был периодом перемен, как политических так и религиозных. До этого считалось что Дуат находится на небе, избранные среди усопших становились сияющими духами, которые сопровождали своего бога в его путешествии среди опасностей ночи, они становились едиными с Ра, но не теряли своей индивидуальности. Это слияние с божеством – наивысшая награда праведникам после смерти, похоже на буддистскую нирвану.

Жрецы Ра дают иную концепцию загробного рая, тперь в Египте господствуют две религиозные концепции. Теология Гелиополя была основана на поклонении Солнцу, а теология Мемфиса на поклонении Земле. Бог творец Мемфиса Птах тоже был Великим Отцом, о нем было сказано: "Нет отца, породившего тебя, и нет матери, давшей тебе рождение. Ты создал себя сам, без помощи какого-либо другого существа".

В этот период формируется представление о том, что Дуат это подземный мир расположенный на западе и Птах его владыка. "Птах-Сокар-Осирис" был главным образом повелителем загробного царства мертвых Аменти (царство Аменти было эзотерически разделено на 14 зон), в дальнейшем с богом Птах отождествлялся Осирис. У врат мира Аменти сидел страж, поглощавший души, с открытой пастью — символом земли, поглощавшей мертвецов. В преддверии Аменти, в зале "двойной справедливости" (награждающей и наказывающей) души представали на суд Осириса. Перед ликом Осириса на "великих весах" Анубис взвешивает сердце покойного. Согласно верованиям, на одну чашу весов помещалось сердце покойного, на другую — перо богини истины Маат, чтобы проверить, насколько праведно жил покойный. Если чаша с сердцем по весу была равна перу то человек заслуживал лучшей загробной жизни, аналог рая, где души умерших получали жизнь в полях Иалу, такую какую они вели на земле но обильнее и богаче. Но если сердце было тяжелее, то великая богиня Эннеада выносила обвинительный приговор чудовище Аммат пожирало сердце покойного и грешника отправляли в ад, бродить по пустыне на западе.

То есть меняется религиозная концепция будущей загробной жизни! Посему произошла не простая замена культа, а целая религиозная революция.

Но фараоны, после смерти, должны попасть на "Священную Ладью Ра", по сему официальное имя, которое цари теперь принимают во время коронации, неизменно включает имя Ра. Впереди имени фараона теперь стоял новый титул "Сын Ра". Наряду со старым титулом "Гор" и новым титулом, который представляет Гора попирающим ногами символ Сета, это новое наименование "Сын Ра" являлось пятым титулом, присущим фараонам и составившим позднее полный титул фараонов, который сохранится на протяжении всей истории Египта.

Пирамида Усеркафа находится, в Саккаре, в непосредственной близости от пирамиды Джосера.

Размер основания пирамиды Усеркафа 73м. высота 49м. угол наклона 530 18’, объем 87,9м3.

Трудно определить размеры пирамиды, если не с чем сравнить, на первый взгляд эта груда камней – кажется детской забавой.

Но вот появился человек на фоне пирамиды, и сразу становится понятен ее размер - очень большая груда камней.


Вход в пирамиду Усеркафа.


Длинные коридоры.


И пустая камера «Царя» с разбитым саркофагом.

Подземное устройство пирамиды Усеркафа очень похоже на погребение фараона Хефрена.

Пески обманчивы, они сглаживают размеры.

Сахура – второй фараон V династии время правления 2496 – 2483 год до н.э., о происхождении Сахура известно столько же, сколько о Усеркафе, только то, что он был вторым младенцем из сказки «Хуфу и чародей».


Сахура второй фараон V династии.


Пирамида Сахура.

Из всего, что построил Сахура, до наших дней практически ни чего не сохранилось за исключением развалин пирамиды в Абусире и окружающие ее руины храма.

Пирамида Сахура и Верхний заупокойный храм.


Фараон Сакура в короне Верхнего и Нижнего Египта. Картуш Сахура на колонне.

С приходом к власти фараоны V династии, стали выдвигать на высокие государственные должности, грамотных, но не знатных людей. Сахура продолжал с успехом эту политику, за что приближенные восхваляли его. Сахура также проводил активную завоевательную политику в разных направлениях, он вёл большую войну с Ливией. Предпринял военный поход на кораблях, в Финикию, совершил крупный поход на Синайский полуостров, надпись, оставленная у первых порогов Нила, свидетельствует о походах в Нумибию.

Модель реконструкция погребального комплекса Сахура.

Сахура развивал торговые связи с Передней Азией и Малой Азией, его имя обнаружено в Библе и Дорак. От времени Сахура до нас дошли первые сведения о путешествии египтян в далекую страну Пунт, куда была направлена грандиозная морская экспедиция. Судя по официальной летописи, Палермского камня, в последний год царствования Сахура, из Пунта были привезены сказочные богатства: 80000 мер мирры, 6000 весовых единиц сплава золота и серебра, а также 2600 стволов ценной древесины.

Страна Пунт 15 век до н.э. Настенная роспись - храм Хатшепсуп в Дейр эль-Бахри.

Загадочная страна Пунт – «Земля богов» была известна древним египтянам, сегодня ее географическое местонахождение неизвестно.


Есть предположение, что страна Пунт это участок побережья, протянувшийся вдоль берега Красного моря (Тихама) и Аденского залива (Хадрамаут), на территории современного Йемена, шириной более ста километров.

Сахура пользовался большим почётом и в последующие периоды египетской истории. Для поддержания его загробного культа были выделены 22 земельных надела, сборы с которых шли на обеспечение снабжения его храмов пожертвованиями. Тутмус III поместил имя Сахура в так называемый Карнакский царский список. В этом списке, в отличие от других списков фараонов, перечисляются только те цари, которым, по мнению Тутмоса III, следует приносить пожертвования. Как видно Сахура почитали в Среднем и в Новом царстве.

Размер пирамиды Сахура, основания 78м, высота 50м, наклон 50 градусов 11 минут.

Вид от пирамиды Сахура, ближняя пирамида Ниусерра, дальняя пирамида - Нефериркара.

Нефериркара Какаи третий фараон V династии Древнего Египта, правивший 2483 - 2463 год до н.э. Нефериркара, слгласно сказки «Хуфу и чародей» был третьим младенцем. О происхождении Нефериркара Какаи можно судить по надписям оставленных в его заупокойном храме, где отправлялся культ царицы Хенткаус, в фрагментах одной надписи о ней говорится следующим образом: «постоянная любимая царем Нефериркара Хенткаус, подруга Хора (то есть царя), царица, мать царя». Таким образом надпись подтверждает, что Хенткаус была матерью Нефериркара Какаи.

Фараон V династии Нефериркара Какаи. Палермский камень.

Палермский камень— один из семи фрагментов стелы из чёрного базальта, содержащей список египетских фараонов, начиная с позднего Додинастического периода, и заканчивается Нефериркарам представителем V династии Древнего царства, это дает основания предполагать, что стела была создана во время правления Нефериркара. Стоит отметить, что на Палермском камне начертаны не только имена фараонов, на нем так же отображены главные события во время правления того или иного фараона, из-за этого Палермский камень является важнейшим историческим источником Раннего и Древнего царства. Хранится этот фрагмент стелы в Палермском региональном археологическом музее, с чем и связано его название.

Пирамида Нефериркара.

Нефериркара построил погребальный комплекс в Абусире, центральной фигурой является пирамида именуемая Ба – «Душа», она самая крупная пирамида Абусира. Пирамида Нефериркара задумывалась как шести ступенчатая пирамида высотой 52 м, с основанием 104м. Планировалось увеличить её высоту до 73,5 м. Сейчас пирамида Нефериркара сильно разрушена, и её высота равняется лишь 44 м. Нефериркара так же построил Солнечный храм, документов подтверждающих о строительстве храма имеется больше чем о любом другом из шести известных солнечных святынь V династии, но храм до сих пор не найден.

Абусир. Пирамида Нефериркара, с права Ниусерра, балее пирамида Сахура.

Слева от пирамиды Нефериркара, прямоугольный холм с ямой, остатки пирамиды Неферефра. Справа пирамида Ниуссера, далее пирамида Сахура. Погребальный комплекс Нефериркара в Абусире, имеет довольно крупные размеры, можно предположить, что в период правления Нефериркара казна наполнилась, а государственная власть стала относительно могущественной и влиятельной. Вместе с тем, происходит укрепления позиций жречества, за это говорит тот факт, что Нефериркара освобождает храмы Осириса от работы на «дом царя», что свидетельствует о сокращении неограниченного влияния царского двора на жречество.

План некрополя Саккары и Абусира.

В заупокойном комплексе фараона был найден древнейший и один из важнейших архивов административных документов периода Древнего царства. Нефериркара является одним из популярных героев древнеегипетского фольклора того периода. Предания изображают его мудрым, благородным, вежливым и добродушным правителем. Надписи в гробницах оставленные придворными Нефериркара говорят о человеколюбии их господина.

Шепсескара - четвертый фараон V династии правил 2463 - 2456 год до н.э.

Неферефра (Иси, Ранефереф) – пятый фараон V династии Древнего Египта, правил в 2456 – 2445 год до н.э.

Все что осталось от пирамиды Неферефра.

Погребальная камера Неферефра.

1 – пятый фараон V династии Неферефра. 2 – шестой фараон V династии Ниусерра.

Ниусерра шестой фараон V династии Древнего Египта, правил приблизительно 2445 – 2414 год до н.э. Ниусерра был младшим сыном фараона Нефериркара Какаи и царицы Хенткаус II, и братом, фараона Неферефра правившего до него 11 лет.


Пирамида Ниусерра.

Свой погребальный комплекс с пирамидой Ниусерра выстроил в Абусире, комплекс назван Мен-сету – «Крепкое место», он расположен между Юго-западнее пирамиды Сахура и почти вплотную с южной стороны пирамиды Нефериркара. Ниусерра узурпировал нижний храм Нефериркара и большую часть мощеной дороги, которую он направил к своему заупокойному храму.

Слева пирамида Нефериркара, в центре Ниусерра, справа Сахура, на заднем плане видны пирамиды Гизы.

Свой погребальный комплекс с пирамидой Ниусерра выстроил в Абусире, комплекс назван Мен-сету – «Крепкое место», он расположен между Юго-западнее пирамиды Сахура и почти вплотную с южной стороны пирамиды Нефериркара. Ниусерра узурпировал нижний храм Нефериркара и большую часть мощеной дороги, которую он направил к своему заупокойному храму.

Немного дальше на север в местности Абу-Гураб находятся руины большого Солнечного храма, построенного фараоном Ниусерра. После прихода V династии к власти, каждый царь стал возводить великолепный храм солнца, носивший название вроде «Излюбленное место Ра» или «Удовольствие Ра».

Солнечный храм Ниуссера.

Святилище представляло собой прямоугольник 80 × 110 м, окруженный высокой и толстой каменной стеной. Напротив входа располагался большой двор с жертвенником в середине комплекса. Солнечная ладья находилась с восточной стороны храма, на пьедестале.

Курган в 10 - 12 метров высотой, всё что осталось от обелиска.

В задней части двора находилась святыня, она представляла собой обелиск, цокольная часть была построена в форме усеченной пирамиды высотой приблизительно 20 м, облицованный плитами из полированного гранита и известняка. На этой платформе был установлен обелиск, высотой 36 м, он был облицован отполированным известняком


Ритуальные чаши Солнечного храма Ниусерра. Вдали пирамиды, слева на прапо: Сахура, Ниусерра и Нефериркара.

Седьмым фараоном V династии был Менкаухора 2414 – 2405 год до н.э.

Восьмым фараоном V династии Древнего Египта был Джедкара Исеси, он правил 2405 – 2367 год до н.э.

Все представители его династии возводили храмы, посвящённые богу Солнца Ра, но Джедкара, видимо, не создал такого храма. Считается, что таким образом была засвидетельствована растущая популярность культа Осириса, пошатнувшая позиции культа Ра.