Глава 7. Египет. Часть 1. Египет

Начало Нильской цивилизации.

Территория древнего Египта это полоска суши протянувшаяся вдоль реки Нил. Люди начали селиться вдоль Нила задолго до возникновения там хоть какого-то государства. В эпоху финального палеолита – 12 тысяч лет до н.э, нынешние пустыни были саваннами. Там выпадали дожди, водились крупные животные: слоны, носороги, жирафы, буйволы. В саванне жили племена, занимавшиеся охотой и сбором плодов.

Со временем климат Северной Африки менялся, он становился все более сухим и жарким. Пустыня теснила людей на юг, на территорию современного Судана, и на восток, в долину Нила. Там в VI тысячелетии до н. э, в эпоху неолита, и начал складываться египетский народ в результате смешения различных племен.

Идол V тыс. до н.э. Женская фигурка IV тыс. до н.э. Истукан с бородой IVтыс до н.э.

В середина V тысячелетия до н. э. в Верхнем Египте зародилась Бадарийская культура (получила название по селению Эль-Бадари) 4500-3300 г.до н.э. Развивается мотыжное земледелие, животноводство, керамика, появляются медные предметы. Происходит разложение родоплеменных отношений и возникновение первых древнеегипетских рабовладельческих государств. В 3800г.до н.э. зарождается амратская культура - Негада Ι, возможно бадарийская и негадская культуры существовали параллельно. Появляются поселения, часто укрепленные стенами, что свидетельствует о развитии ирригационного земледелия способствовавшего упрочению оседлости египтян.

Самое древнее изображение охоты на бегемота 4000-3500 г. до н.э. Негада I.

В середине IV тысячелетия амратскую культуру сменяет герзейская культура - Негада ΙΙ, в дельте Нила находят множество изделий из глины кухонная утварь, фигурки людей, палетки из шифера (сланца). Ремёсла отделяются от земледелия, происходит расщепление общества на слои по роду занятости и важности в обществе. Скотоводство и земледелие окончательно вытесняет охоту (резко сокращается охотничий инвентарь в захоронениях), благодаря развитию орошения урожаи становятся все больше. Примерно в это же время появляется письменность, самые ранние памятники датируются 3400 года до н.э. но они больше похоже на каракули, даже при том что письмо Египтян это знаковая система фиксации речи. Потребность в письменности возникает в процессе формирования государства, ведь надо вести учёт сбора налогов, посылать распоряжения в другие селения, подчас довольно отдаленные. От рисунков первобытного человека письмо отличается тем что оно фонетизировано, то есть можно читать вслух мысли того кто его писал, а не трактовать смысл изображения.

16 из 160 костяных пластинок, гробница Скорпиона II, это старейшие на сегодняшний день египетские иероглифические изображения.

Древнеегипетская письменность была необычной, с точки зрения сегодняшнего дня. Изображения: людей, животных, предметов, могли соответствовать одному, двум и сразу трем звукам, причем только согласным. Писались древнеегипетские иероглифы строчками или столбцами, при этом направление письма могло быть как справа налево так и слева направо. Чтобы определить как читать, надо посмотреть в какую сторону повернуты головы людей и животных. Наиболее употребительных (обиходных) знаков, вследствие расшифровки текстов насчитали 800, а всего их было более 7000 остальное использовались в ритуальных записях.

Предметы домашнего обихода Нагада I.

Культура Негада, названа из-за археологических раскопок в городе Негада, позволившие сделать находки эпохи неолита, которые разделяются на три культуры, именуемые последовательно:

1. Негада I (амратская культура) начало IV тысячелетия до н.э. (3800 – 3600г.)

2. Негада II (герзейская культура) середина IV т. до н.э. (3600 – 3200г.)

3. Негада III (семанийская) или Нулевая династия конец IV т. до н.э. (3200 – 3000г.)

Негада – город на западном берегу Нила в Египетской провинции Кена. Был известен в Древнем Египте как город Нубт, а в античности как Омбос. Название происходит от древнеегипетского слова нуб (золото), по причине близости золотых копей в Аравийской пустыне.

Негада II.

В последние два столетия IV тысячелетия в Египте на смену культуре Негада II, пришла Негада III.

1 – Женская фигурка 3800 г. до н.э. Негада I. 2 – 3500 г. до н.э. Негада II. 3 – 3100 г. до н.э. Негада III.

Наступила эпоха ожесточенной борьбы за власть между Верхним Царством со столицей Нехен (др. греч. Иераконполь) и Нижним Царством со столицей Пер-Уаджит (др. греч. Буто). Север и юг вступили в последнюю войну которая должна была решить кто станет царем всей долины Нила от Первого порога (ныне Ассуанская плотина) до Дельты. В этой борьбе складывалась историческая территория древнего Египта как государства. В результате этой борьбы Нижнее Царство (северное) проиграло Верхнему (южному), и Египет был объединен под властью одного человека, фараона (Верхнего Царства) Хор – Нармера (Хор – Свирепый Сом) – 3100-2900г. до н.э.

Этому свидетельствует палетка (плита для смешивания грима), похожая на щит, найденная в усыпальнице Нармера в Нехене. Высота палетки — 64 см, ширина — 42 см. На лицевой стороне палетки Нармер изображён в белой короне Верхнего Египта, поражающий булавой жителя северо-западной части Дельты («Области Гарпуна»). Сокол – бог Гор держит на веревке окольцованного за нос раба, Гор сидит на шести бутонах лотосах (1 лотос = 1000), это говорит о захвате 6 тысяч пленных.

Палетка Нармера, Негада III. 3100-2900 г. до н.э.

На оборотной стороне, Нармер предстаёт в красной короне Нижнего Египта, в торжественном шествии в окружении свиты. Впереди несут штандарты царских тотемов четырех номов (областей). Враги повержены и обезглавлены. Ниже присутствуют странные животные похожие на огромных кошек с длинными шеями. Кто это? Культовые мистические животные или такие звери в действительности обитали в долине Нила. Интересно то, что изображения этих загадочных животных находят и в Месопотамии, на цилиндрических печатях Древнего Шумера.

1 Палетка Четырёх собак. 2 Палетка Двух собак.

1 – Палетка Газели. 2 – Палетка Нармера. 3 – Шумерская печать Урук – 3300 г. до н.э.

Удивительное сходство, эти загадочные звери с длинными шеями, на палетках и на печати шумер идентичны, похоже что между этими двумя цивилизациями была гораздо более тесная связь чем мы думали ранее. Сходство есть в архитектуре, скульптуре, да и вообще создается впечатление, что на рубеже культуры Негада II и Негада III египтяне получили знания из вне, возможно от Шумерской цивилизации.

Шумерский город Ур зиккурат Нанна (бога Луны). Комплекс пирамиды фараона Джосера.

Вот еще одна из находок подтверждающая эту гипотезу.

Нож из Гебель-Эль-Арак 3300-3200 г. до н.э. длинна ножа 25,5 см. длина лезвия 18 см.

Нож был найден в Гебель-Эль-Арак, расположенной у западной оконечности Вади-Хаммамат. Вади-Хаммамат - ушелье высохшей древней реки. Через Хаммамат проходит кратчайший путь, связывавший район Фив с Красным морем. Интерес исследователей привлек сюжет на ручке ножа, сделанной из слоновой кости или из клыка гиппопотама. Искусно выполненная резьба только подчеркивало его ценность, видимо он принадлежал очень знатному человеку. Но кому? Найден нож был в Египте, но принадлежал он не египтянину.

1 – «Повелитель животных». 2 – «Баталия».

На правой половине рукояти ножа, в верхней части, изображен бородатый мужчина, одетый явно не в египетские одеяния того времени. На голове мужчины шапка «Боярка», на тело одет плотный халат подвязанный поясом. Руки мужчины разведены в стороны и согнуты в локтях (подобно букве W), ими он сжимает за горло двух львов с густыми, гривами. Эта сцена передает всю мощь мужчины, он с такой силой схватил львов, что могучим зверям ни чего не осталось как встать на задние лапы и покорится герою сюжета.

1 – нож Египет. 2 – барельеф Месопотамия. 3 – Хараппская печать.

Сюжет со львами на ручке ножа названный, «Повелитель животных», явно шумерского или эламского происхождения, печати и барельефы наглядно подтверждают что этот сюжет был популярен в данном регионе. К тому же звери, вырезанные на рукоятке: львы (с короткой но густой гривой покрывающей половину корпуса), собаки и козлы (массивный корпус с жировыми складками) указывают на то, что ареал их обитания это более холодный, суровый климат, чем климат Египта, возможно в горах Загросса.

Подобный сюжет, со львами, довольно редкий и встречается в Египте единожды в гробнице № 100 – IV тысячелетие до н.э., зато довольно часто встречается в Шумере, Эламе и Хараппе. А вот подобной одежды, того времени, в Египте не встретишь, а в Шумере и Эламе такое одеяние является традиционным.

Шумерские печати и барельеф III тыс. до н.э.

На левой стороне ножа вырезана одна из старейших батальных сцен, сюжет поделен на две части, битва на суше и битва на воде.

В первой части сюжета, «Битва на суши», вырезаны две группы полуобнаженных людей в набедренных повязках сражающихся друг с другом. Нож был изготовлен в честь победы захватчиков, назовём их шумерами, над египетской армией. Египетские воины отличаются от шумерских повязками на голове, которые спадают на плечи, у шумерских воинов их нет. Шумерские воины лучше вооружины, у одного из них булава и он пленил египтянина, другой бьёт врага ножём, третий держит противника за горло и наносит удар палицей, ещё двое окружили египетского воина он сопротивляется с помощью ножа, но его участь предрешена.

1 – «Битва на суши». 2 – «Битва на воде».

Вторая часть сюжета «Битва на воде», здесь вырезаны два типа кораблей. В верхней части рукояти, корабли шумер их называют "квадратные" из-за того что нос и корма корабля были высоко поднятыми. Это были большие корабли, способные находится в плаванье длительное время, преодолевать значительные расстояния в открытом море и перевозить по 70 человек каждый. В нижней части рукояти "нильские лодки" - корабли египтян, такое расположение кораблей указывает на то, что флот шумер одержал победу над египетской флотилией. Трупы, египтян и шумер, плавающие под шумерскими кораблями указывают на то что битва была кровавой, но победа осталась за шумерами. Нож был сделан во славу этой победы и должен был увековечить шумерского героя, имя которого к сожалению не сохранилось.

1 – Наскальный рисунок (район Вади Хаммамат) шумерского корабля. 2 – Оттиск шумерской печати. 3 – Лодка египтян. 4 – Настенный барельеф, строительство лодки (Египет).

Есть версия, что Шумеры, на своих кораблях огибая Аравийский полуостров, попадали в Красное море, а затем в Нил. Если шумерские корабли могли перевозить по 70 человек, то у этой экспедиции было гораздо больше шансов на успех, чем у Колумба, его корабли - караки могли взять на борт только 40 человек в том числе и «Санта Мария-Санта».

Одни исследователи утверждают, что древнее русло реки Хаммамат в весенние месяцы наполнялось водой, в результате чего было легче перетаскивать корабли. Другие говорят, что шумеры тащили свои корабли по высохшему руслу Вади-Хаммамат.

В районе Вади-Хаммамат и Вади-Аббад, найдено более ста наскальных рисунков сделанных шумерами.

Сейчас не важно, как шумеры попадали в Нил, важно то, что они там были и не раз, а значит передали свои знания народам жившим вдоль Нила, вначале насильственным путем - завоевания, а затем мирным путем - ассимиляции, возможно, что именно так шумеры заселили и Месопотамию.


Настенная роспись гробницы № 100 в Нехен (Иераконполь) датируется 3500-3400г. до н.э.

Подтверждением того что шумеры были в Египте раньше, является гробница №100 вождя-царя в Иераконполе. Кто расписывал гробницу? Судя по сюжету, это были египтяне, здесь есть сцены: охоты, ритуального танца, выпас скота и баталий. Здесь изображены битвы на суше и на воде, где черные человечки – египтяне, а белые в точку – шумеры, видимо бой протекал с переменным успехом. Но исходя из того, что египетских лодок изображено больше и есть сцена где египетский вождь-царь держит двух львов, можно сделать вывод, что египтянам удалось одержать победу над разведывательной экспедицией шумер.


1 – Сюжет со львами. 2 – Корабль чужаков.

Если придерживаться версии завоевания шумерами Древнего Египта, то можно предположить, что потомки Нармера были шумерами, которые с 3500г. до н.э. опустошали своими набегами Верхний Египет, а завоевав его в 3300г. до н.э. вторглись в Нижний Египет. Если это так, тогда можно было бы легко объяснить резкий скачок в развитии Египетской культуры на рубеже Негада II и Негада III. Именно в это время произойдет наводнение в Месопотамии, впоследствии названного Потоп, где бог Энки предупредит Зиусудру (Ноя) о Потопе и тот спасется. Но куда делись боги? до Потопа жившие в Шумере. Возможно, они переселились на берега Нила и создали Египетскую цивилизацию - Царство фараонов, которое будет доминировать в этой точке Земного шара около трех тысяч лет.

1 – Стоянка № 26 Вади Хаммамат. 2, 3, 4 – Район Вади Хаммамат и Вади-Аббад 3200 год до н.э.

На наскальном рисунке и прорисовке изображены первые правители Египта. На фото № 3 царь в Хеджет - короне Верхнего Египта, на прорисовке два правителя и оба в Дешрерт - коронах Нижнего Египта, у всех в руках посох – символ власти. Возможно, правители Нижнего Нила присутствовали в этом районе до Южных правителей, но мы знаем что Юг победил Север, тогда откуда пришли Южные правители?

Все даты предположительные, как говорилось ранее, углеродный анализ дает расхождение до 300 лет, поэтому все относительно и о датах в этих пределах нет смысла спорить. Поэтому даты ставлю согласно одной из таблиц.

На сегодняшний день есть несколько версий об объединении Верхнего и Нижнего Египта, кто же стал первым фараоном объединенного Египта. По официальной версии первым фараоном объединенного Египта был фараон Менес (Прочный, Крепкий, Вечно стоящий) в 3050 г. до н.э. из I династии Раннего царства, так же известно, что вторым фараоном I династии был Хор Аха (Тети), он был сыном Менеса. Перед учеными встала проблема, кем же был Нармер - завоеватель в двух коронах. Учеными установлено, что предшественником Нармера был фараон Ка (Скорпион II) в Нехене, но ни где не говорилось о том, что у Нармера был приемник Менес. Нармер не изображен в Объединенной короне, на палетке он изображен победителем, в Белой короне Верхнего Египта, а на обратной стороне палетки, шествует Победоносцем уже в Красной короне Нижнего Египта и еще мы знаем, что Верхний Египет победил, отсюда несколько версий:

1. Нармер был фараоном 0 династии, а Менес его наследник.

2. Нармер и Менес одно и то же лицо, а Хор Аха его сын объединил оба Египта.

3. Нармер был правителем Верхнего Египта он подавил восстание в Нижнем Египте, а завоевотелем Нижнего Египта был его предшественник Царь Скорпион.

Хор Скорпион или Скорпион II — Додинастический правитель Верхнего Египта (0 династия), он был семнадцатым правителем додинастического периода. Его имя, возможно, связано с именем богини Серкет, изображавшейся в образе скорпиона.

Богиня Серкет.

Богиня Серкет (Селкет), ее священное животное – скорпион, особенно почиталась в Нижнем Египте. В египетской мифологии Серкет – покровительница мертвых, дочь Ра, помогающая Ра поражать врагов. Из этого можно сделать вывод что, Скорпион II, был хитер, коварен и безжалостен к своим врагам.

Изображение фараона Скорпиона II на набулавнике.

На уцелевшей части набулавника, изображен фараон Скорпион II в короне Верхнего Египта. Есть предположение, что на утерянном фрагменте Скорпион II был так же изображен в короне Нижнего Египта, это предположение строится на трех маленьких фрагментах, но это только гипотеза. Палетка Нармера, на сегодняшний день, является единственным доказательством, где фараон впервые изображен в короне Верхнего и Нижнего Египта. Поэтому фараона Нармера считают первым правителем обоих царств. Это были первые великие фараоны, не буду описывать их биографию, а перейду к великим постройкам Египта.

Нильская цивилизация.

Абидос, раскопки гробницы фараона Аха I династии.

Аха пришел к власти после Нармера. Захоронение в Абидосе, самое большое из доисторического периода. Включает в себя около 650 могил, начиная с захоронений периода Нагада I – III (3800 – 2600г. до н.э.), здесь похоронены семьи принадлежащие к высшему сословию.

Абидос – древний город в Египте. Располагается близ современного населённого пункта Эль- Араба-эль-Мадфуна — в 98 км на север от Дендеры. Регион был населён уже в додинастическое время. В царском некрополе Умм-эль-кааб, расположенном в 1,5 км к западу от Абидоса, найдены – кенотафы (гробницы без умершего) додинастических правителей царей I—II династий.

В Абидосе найдены крепости царей II династии Перибсена и Хасехемуи, сохранились также гробницы додинастического периода древнейшие из них относятся к IV тыс. до н.э.

Абидос, древние захоронения додинастического периода, справа гробница фараона Джера 3000-2900 г. до н.э.

Нож Джера, из гробницы.

Саккара.

Саккара – сегодня так называется селение в Египте, примерно в 30 км к югу от Каира, рядом с ним находится древнейший некрополь столицы Древнего Царства – Мемфиса, название происходит от имени бога мёртвых – Сокора. Сокор – бог плодородия и покровитель мёртвых, а также бог зла, огня и царства грешников. Центр его культа – Мемфис.

Мастаба последнего фараона IV династии Шепсескафа 2471 – 2503 г. до н.э. Рядом, для сравнения, современный шестиэтажный дом.

Мастаба Шепсескафа.

Пример классической мастабы, одна из самых старых и хорошо сохранившихся мастаб, мастаба Шепсескафа представляет собой гигантское надгробие в виде саркофага, размер 100 x 75 x 18 м. Эта мастаба взята ради наглядного примера, чтобы показать следующий этап эволюционного скачка в строительстве.

Мастаба – араб. ‎‎«скамья», или Пер-джет «дом для вечности». Мастабами назывались древнеегипетские гробницы во времена первых династий фараонов Раннего и Древнего царства. Это были прямоугольные постройки, имеющие подземную и надземную часть в виде лежащего параллелепипеда, с вертикальной шахтой внутри. Стены мастаб имели уклон в центр, внутри была подземная погребальная камера с помещениями, которые украшались выразительными статуями, рельефами, росписями. Некоторые мастабы выполнялись с открытыми двориками и портиками, имея внутри так же горизонтальные перекрытия, реже – своды. Впоследствии в качестве царских гробниц начали сооружать величественные пирамиды, а мастабы знатного сословия уже располагались у их подножия. Быть похороненным в мастабе рядом с пирамидой мог только тот, кто удостаивался высочайшей чести.

Первая пирамида – пирамида Джосера в Саккаре.


Пирамида Джосера.

Джосерти - Священный, Разделяющий. Имя Джосер является более поздней версией, которая не употреблялась долгое время после его смерти и впервые встречается лишь в период XII династии. В современных ему надписях Джосер известен под "хоровым" именем Нечерихет. Нечерихет состоит из двух слов: Нечери – Божественный и Хет – Корпорация - "Божественная корпорация".

Комплекс пирамиды Джосера.

Джосер — первый фараон III династии и эпохи Древнего царства правил в 2662 – 2597 г. до н. э. считается хозяином первой пирамиды. Сын последнего фараона II династии Хасехемуи и царицы Нимаатхеп. При Хасехемуи и Джосере завершилось объединение Верхнего и Нижнего Египта в могучую деспотию. Столицей государства окончательно стал Мемфис - Белые стены. Джосеру предшествовал его брат Санахт (Небка) но он не основал своей династии. За время правления Джосера Египет достиг таких успехов, которые открыли новую эру в истории Египта.

Комплекс пирамиды Джосера.


Пирамида Джосера, северная сторона.

Пирамида фараона Джосера была построена в Сакаре около 2650 г. до н. э. Ядро гробницы сложено из известняковых блоков. Размер пирамиды 125×115 метров, высота — 62 метр.

Самое интересное в этой пирамиде это её создатель, верховный жрец Ра в Гелиополе и высший сановник Джосера, Имхотеп. Почему то его изобразили злодеем в х/ф. «Мумия». В реалии это был чрезвычайно умный человек, одарённым многими талантами: учёный, врач, астроном, архитектор и верховный жрец.


Фараон Джосер. Жрец Имхотеп.

О его исключительном положении при дворе царя, можно судить по надписи на основании статуи Джосера (найдена там же, возле ступенчатой пирамиды), где после титулов фараона следуют титулы Имхотепа: «хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца, главный жрец Гелиополя - Имхотеп: строитель, архитектор, ваятель каменных ваз». Через 100 лет после смерти, Имхотепа стали причислять к полубогам и приписывать ему волшебную силу, а через 1000 лет, в эпоху Нового царства (1550—1070 до н. э.), произошло обожествление Имхотепа в качестве бога врачевания и покровителя целителей. Пика, культ Имхотепа достиг при древних греках, которые ассоциировали его со своим богом медицины Асклепием – в это время огромное количество больных и немощных старались попасть в храмы Имхотепа в Мемфисе и Филэ, дабы получить там божественное исцеление. Даже уже в наше время в серьёзных научных работах можно встретить упоминание Имхотепа как «отца медицины». Место погребения Имхотепа до сих пор не найдено.

Погребальный комплекс Джосера, так он выглядел при жизни фараона. Размер комплекса - 545 на 278 метров, 15 гектар.

Некрополь в Саккаре один из древнейших в Египте и уж точно самый большой. На этом кладбище хоронили людей на протяжении всей древнеегипетской истории, вплоть до римской эпохи. Вторая причина огромных размеров некрополя, его расположение. Саккара находится рядом с Мемфисом, этот город был столицей Египта, начиная с Древнего Царства. Поэтому здесь было построено множество пирамид фараонов, сотни гробниц царедворцев, чиновников и прочих аристократов, того времени.

Так выглядит комплекс пирамиды Джосера в наше время.

Самая большая и самая известная саккарская пирамида, это пирамида фараона Джосера. Она возвышается над некрополем и видна со всех сторон. Как во всех ранних мастабах Древнего Царства, в пирамиде Джосера захоронена вся семья фараона, его дети и жены. Только впоследствии египтяне стали хоронить царя отдельно от всех остальных.

Уцелевший участок стены комплекса.

Пирамида и заупокойные храмы были окружены десятиметровой стеной и огромным рвом, выдолбленным в известняке. Вокруг комплекса Джосера расположены пирамиды его потомков, видимо желавших быть захороненными рядом с великим предком.

С северо-западной стороны пирамиды Джосера расположена пирамида Усеркафа.

Пирамида Усеркафа, родоначальника V династии.

Усеркаф - фараон V династии 2471 – 2464 год до н.э. Усеркаф пришел к власти с помощью Гелиопольского жречества, это первый обожествлённый царь, по приданию считалось, что его отцом является сам бог Ра.

На юго-восток от пирамиды Джосера расположена пирамида Униса.

Унис, Унас фараон V династии Древнего Египта правил в 2385 – 2355 годах до н. э. Происхождение Униса неизвестно, даже не ясно, был ли он царских кровей. Продолжительность правления этого фараона была довольно большой 30 лет, прославился тем, в его гробнице, были обнаружены «Тексты пирамид».

Пирамиды Усеркафа и Униса сильно разрушены, как и большинство поздних пирамид, последняя «качественная» пирамида это пирамида Микерина в Гизе. Напрашивается вопрос. Почему за 200 лет, от первой пирамиды Джосера до пирамиды Микерина, технология строительства пирамид постоянно совершенствовалась, а потом вдруг технология исчезла, пирамиды стали строить как попало "на скорую руку" из-за чего они со временем превратились в бесформенные кучи камней.

Однако вернёмся к ступенчатой пирамиде Джосера. Изначально Имхотеп хотел построить обычную мастабу (прямоугольную гробницу), единственным отличием которой от предыдущих гробниц был материал (Имхотеп решил использовать камень, а не кирпич-сырец, как ранее). Шло время, шло строительство, творческие поиски продолжались – над первой мастабой он предложил возвести вторую, поменьше, потом третью. В результате сейчас мы имеем прекрасно сохранившуюся шести ступенчатую пирамиду, положившую начало целой эпохе древнего зодчества.

Длинное крытое здание это вход на территорию комплекса.

Вход в комплекс.

Входная колоннада. Двойная колоннада перед входом во внутренний двор.


Выход на внутреннюю площадь, впереди остатки Южной пирамиды и часть стены с Уреями. Вид с Южной пирамиды на входные Врата и Царский павильон.


Южная пирамида. Спуск к погребальной камере, исследователи считают что здесь был похоронен Имхотеп.

В 1928 году была обнаружена так называемая «Южная могила» – подземный лабиринт, заполненный тысячами мумифицированных ибисов. Надписи на стенах свидетельствуют, что сюда приходили ради излечения. В смежных помещениях были найдены кувшины с печатями Джосера, разбитые каменные вазы и пустой саркофаг.


Вид со стороны «Южной» пирамиды на «Царский павильон».


«Царский павильон».


Царский павильон.

Его еще называют храм Хеб-Седа. Египтологи считают, что перед началом празднования в этом помещении выставлялась статуя, которая являлась одной из частей души фараона - его Ка.

Двор празднования Хеб-Сед.

Священный двор Хеб-Сед использовали для ритуала церемонии «переизбрания». Хеб-Сед – Праздник Хвоста отмечали его в тридцатый год правления фараона за тем каждые три года. Предыстория этого церемониального обряда такова: в Додинастический период египтяне убивали своих царей, когда те становились немощными и не могли править – позже была придумана церемония Сед, дававшая фараону шанс доказать свою дееспособность. Заключалась она в следующем. Фараон должен был пробежать круг по священному двору, что считалось подтверждением мужских сил царя и тем самым плодородия подвластной ему страны. Доказав таким образом свою мощь фараон оставался правителем Египта еще на три года.


Храмы.

Статуи фараона Джосера.

Пирамида Джосера.

Спуск в подземную галерею пирамиды Джосера.


Вход. Вид на вход изнутри.

Галерея вырублена в скальном основании под пирамидой Джосера.

Пирамида Джосера в разрезе: галерея, шахта глубиной в 30 метров, на дне шахты саркофаг, с права лаз для рабочих.

Вертикальная шахта, на дне саркофаг фараона Джосера сложен из гранитных глыб.


Саркофаг Джосера.


Подземные помещения, ниша Джосера.

Окрестности пирамиды Джосера.

Прямо, пирамиды Абусира: Нефериркара, справа Ниусерра и Сахура, вдалеке видны пирамиды Гизы.

Пирамида Джосера.

Пирамида Джосера, Внутренний двор.


Вид со стороны «Южной» пирамиды на вход в комплекс.

Колоннада вид со двора.

Каменная имитация пальмовых бревен на перекрытии потолка.


Реставрированный участок стены.


Египет - комплекс Джосера. Теотиуакан - Сьюдадела (исп.) - Цитадель, пирамида Кетцалькоатля.

Поражает сходство ранних архитектурных построек, стиль и размеры. Комплекс Джосера - 545*278 м. = 15,15 гектара. Цитадель 390*390 м. = 15,21 гектара.


Песчаная буря как и буран, рано или поздно, заметет, засыпет и превратит в бархан любую пирамиду, если за ней не будет ухаживать человек.

Время здесь течёт медленно.